05 ноября 2019 г. |
Дело N А56-151733/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.11.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Наша Победа" Сорокина А.М. (доверенность от 28.11.2018 N 01), от Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Денисенко Т.П. (доверенность от 07.08.2019 N 01-13-150/19-0-0),
рассмотрев 05.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наша Победа" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 по делу N А56-151733/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Наша Победа", адрес: 195271, Санкт-Петербург, улица Замшина, дом 50, квартира 284, ИНН 7804598104, ОГРН 1177847167750 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленном подразделении по адресу: Санкт-Петербург, Фурштатская улица, дом 50, литер "А", помещение 5-Н, а также Общество просило в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества путем продления срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленном подразделении по вышеуказанному адресу.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.07.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Судом округа произведено процессуальное правопреемство, Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга заменено на Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в порядке, установленном в статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Комитета, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество 04.10.2018 обратилось в Комитет с заявлением о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, бланк лицензии: серия 78 АА N 0010485, регистрационный номер 78РПО0000981 от 16.11.2017, сроком действия до 16.11.2018, выданной на основании распоряжения Комитета от 16.11.2017 N 5843-р, по следующему адресу места нахождения обособленного подразделения: Санкт-Петербург, Фурштатская улица, дом 50, литера "А", помещение 5-Н.
На основании распоряжения от 16.10.2018 N 5850-р Комитетом в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка.
В результате проверки выявлено несоответствие места нахождения обособленного подразделения Общества по адресу: Санкт-Петербург, Фурштатская улица, дом 50, литера "А", помещение 5-Н, лицензионному требованию, установленному подпунктом 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Обособленное подразделение Общества находится на территории, прилегающей к помещениям, находящимся в пользовании ООО "Лаки Лайк", осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью (96.02 "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты") медицинскую деятельность на основании лицензии от 30.05.2016 N ЛО-78-01-006817, выданной Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга.
По результатам проверки составлен акт от 25.10.2018 N 5850/18, приложением к которому является схема расположения объекта, координаты расположения объекта, копия лицензии от 30.05.2016 N ЛО-78-01-006817, выписка из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Лаки Лайк".
Комитет распоряжением от 01.11.2018 N 6122-р отказал Обществу в продлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, бланк лицензии: серия 78 АА N 0010485, регистрационный номер 78РПО0000981 от 16.11.2017.
Уведомлением от 26.11.2018 N 18293/1800 Комитет проинформировал заявителя о принятом решении об отказе в продлении срока действия лицензии серия 78 АА N 0010485, регистрационный номер 78РПО0000981 от 16.11.2017.
Общество, посчитав отказ Комитета незаконным, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Розничная продажа алкогольной продукции относится к числу лицензируемых видов деятельности (пункт 1 и абзац десятый пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет. В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа. Заявление о продлении срока действия такой лицензии подается в лицензирующий орган не ранее чем за 90 дней до истечения срока ее действия.
Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется заявителю в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения. В случае, если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет заявителю соответствующее решение в форме электронного документа (часть 8 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
Основания для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрены частью 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 данной статьи, не допускаются: на территориях, прилегающих: к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних; к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке; к местам, указанным в подпунктах 5 - 7 указанного пункта. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный абзацами вторым - четвертым названного подпункта, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности.
В соответствии с пунктами 2, 8 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425, розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения. Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 данных Правил. Орган местного самоуправления не позднее 1 месяца со дня принятия решения об определении границ прилегающих территорий направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.
Постановлением администрации муниципального образования Смольнинское от 11.12.2014 N 319 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории МО Смольнинское" установлен способ расчета и минимальное расстояние (25 метров) от организаций и (или) объектов на территориях, прилегающих к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Судами установлено, что с соблюдением компетенции и порядка, установленного положениями Закона N 171-ФЗ, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Комитетом была проведена внеплановая выездная проверка и проведено удостоверение расстояния минимального значения границ прилегающих территорий Общества и ООО "Лаки Лайк" (16,7 метров).
Также суды указали, что ООО "Лаки Лайк" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии серии ЛО-1 N 005115, регистрационный номер N ЛО-78-01-006817 от 30.05.2016, выданной на основании приказа Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 30.05.2016 N 992-п (приложение к лицензии, бланк приложения: серия ЛО-1 N 017103, N 1 от 30.05.2016), по следующему адресу места нахождения обособленного подразделения: Фурштатская улица, дом 50, литера А, помещение 4Н, Санкт-Петербург, 191123.
Таким образом, суды обоснованно сочли о несоответствии места нахождения обособленного подразделения Общества лицензионному требованию, установленного пунктом 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Ссылка Общества на положения пункта 11 статьи 16 Закона N 171-ФЗ была правомерно отклонена судами двух инстанций ввиду следующего.
В данном случае суды установили, что лицензия ООО "Лаки Лайк" на осуществление медицинской деятельности была выдана 30.05.2016, то есть до получения Обществом лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (16.11.2017).
Подпункт 10 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ вступил в силу с 31.03.2017, то есть еще до получения Обществом лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а не в период действия лицензии от 16.11.2017.
Таким образом, суды обоснованно сделали вывод об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае положений пункта 11 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
Также суды сочли, что получение Обществом первоначальной лицензии от 16.11.2017 с нарушением требований пункта 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не может являться основанием для продления срока действия лицензии в порядке пункта 11 статьи 16 Закона N 717-ФЗ.
Ссылка Общества на номер дела А21-13403/2017 не принимается судом кассационной инстанции во внимание, поскольку выводы, сделанные в указанном судебном акте, основаны на иных фактических обстоятельствах.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности отказа в продлении срока действия соответствующей лицензии.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм данного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2019 по делу N А56-151733/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наша Победа" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.