05 ноября 2019 г. |
Дело N А26-11181/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Калаламби" Лобаго О.А. (доверенность от 10.01.2019),
рассмотрев 30.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калаламби" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А26-11181/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Калаламби", адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Лесной пр. (Древлянка р-н), д. 51, ОГРН 1041000026231, ИНН 1001155672 (далее - Общество, ООО "Калаламби"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), от 12.07.2018 N 1265 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 01216 ТР.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 14.02.2019 оспоренный приказ Министерства признан незаконным.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 решение суда первой инстанции от 14.02.2019 отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Калаламби", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 19.06.2019 и оставить в силе решение от 14.02.2019. По мнению подателя жалобы, право пользования недрами прекращено Министерством по формальным основаниям, без учета характера и причин нарушения Обществом требований Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), а также без учета необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов. Общество настаивает на том, что Министерство, в распоряжении которого имелись данные лесоустройства, не учло их при разработке проекта договора аренды, что впоследствии привело к невозможности начала промышленной добычи полезных ископаемых. Действия Министерства по изданию обжалуемого приказа не соответствуют положениям статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа рассмотрение кассационной жалобы Общества отложено на 30.10.2019.
В настоящем судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу выдана лицензия от 28.12.2004 серии ПТЗ N 01216 ТР на право пользования недрами для геологического изучения и добычи блочного камня с целью производства блоков на участке недр "Калаламби", расположенного в Медвежьегорском районе Республики Карелия, сроком действия до 30.12.2024.
В соответствии с Условиями пользования недрами, являющимися неотъемлемой частью лицензии от 28.12.2004 серии ПТЗ N 01216 ТР (далее - Условия пользования недрами), проведение работ предполагалось осуществить в два этапа: первый - геологическое изучение участка недр (до мая 2007 года; пункты 4.3 - 4.7), второй - разработка месторождения, включая проведение государственной экологической экспертизы проекта месторождения (до июня 2008 года; пункт 4.8) и начало промышленной добычи (ноябрь 2008 года) с выходом на проектную мощность в ноябре 2009 года (пункт 4.11).
Общество 05.06.2018 обратилось в Министерство с заявкой о внесении изменений в подпункт 4.11 Условий пользования недрами в виде установления начала промышленной добычи в сентябре 2018 года и выхода на проектную мощность в сентябре 2019 года.
В соответствии с протоколом заседания комиссии от 29.06.2018 Министерство в ходе рассмотрения заявки установило, что запасы блочного камня, включая талько-хлориты, утверждены 21.11.2008 и поставлены на государственный балансовый и кадастровый учеты, технический проект карьера по добыче талько-хлорита утвержден 26.12.2013, изменения в лицензию вносились шесть раз, в том числе в части корректировки сроков выполнения работ. На момент рассмотрения заявки сроки и Условия пользования недрами предусматривали начало промышленной добычи в мае 2015 года, выход на проектную мощность - в сентябре 2016 года. Министерством 20.01.2012 и 14.02.2017 принимались решения об уведомлении Общества о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в связи с допущенными Обществом нарушениями Условий пользования недрами.
Поскольку Общество не приступило к пользованию недрами в предусмотренных объемах и в связи с систематическим нарушением установленных правил пользования недрами, комиссией принято решение об отклонении заявки ООО "Калаламби" от 05.06.2018 и досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПТЗ 01216 ТР.
На основании данного решения комиссии Министерством 12.07.2018 вынесен приказ N 1265 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 01216 ТР.
Не согласившись с указанным приказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушений требований Закона N 2395-1 и признал оспоренный приказ Министерства незаконным.
Апелляционный суд не согласился с названным выводом суда первой инстанции и отменил принятый им судебный акт.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "Калаламби" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В силу части 2 статьи 20 Закона N 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено органом, предоставившим лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2), в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами (пункт 3), если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5) и непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 названного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения; пункт 8).
В указанных случаях решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (часть 4 статьи 21 Закона N 2395-1).
Порядок принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения дела пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушений требований пунктов 2, 3 и 8 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1. При этом суд подтвердил нарушение Обществом пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1, но указал, что данные нарушения согласно пояснениям ООО "Калаламби" вызваны действиями самого Министерства.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами исходя из следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено, что по факту нарушения Обществом существенных Условий пользования недрами (подпункты 4.10, 4.11 пункта 4 и подпункт 5.2 пункта 5) Министерство направило в адрес Общества уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами от 14.02.2017 N 1299 (т. 1 л.д. 15) и предложило в срок до 20.02.2017 исправить допущенные нарушения. Данное уведомление получено Обществом 20.02.2017. Впоследствии срок действия уведомления продлен до 20.05.2017.
Поскольку по истечении трех месяцев со дня получения уведомления нарушения Обществом не были устранены, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого приказа вышеприведенным нормативным положениям, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов Общества. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами Министерством соблюден.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учел то обстоятельство, что Общество нарушало законодательство в сфере недропользования на протяжении нескольких лет, в связи с чем Министерство неоднократно выдавало ему предписания (от 28.10.2015 N 472-П, от 29.03.2016 N 527-П, от 30.09.2016 N 585-П, от 18.08.2017 N 691-П) об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований (т. 1 л. д. 102 - 104, 108, 113, 120).
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что принятая Министерством мера как досрочное прекращение пользования недрами в отношении лицензиата является обоснованной, поскольку на протяжении нескольких лет Общество не исполняло условия лицензионного соглашения, что свидетельствует о незаинтересованности ООО "Калаламби" в освоении природного ресурса.
Приведенные Обществом доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А26-11181/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Калаламби" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Калаламби", адрес: 185014, г. Петрозаводск, Лесной пр. (Древлянка р-н), д. 51, ОГРН 1041000026231, ИНН 1001155672, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 16.08.2019.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.