14 ноября 2019 г. |
Дело N А56-18629/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Буше" Глазунова М.М. (доверенность от 16.09.2019),
рассмотрев 11.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Буше" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу N А56-18629/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Буше", адрес: 191014, Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 10/51, лит. А, пом. 1Н, ОГРН 1037843009930, ИНН 7825423480 (далее - ООО "Буше", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по городу Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1057810212503, ИНН 7801378679 (далее - Роспотребнадзор, Управление), от 06.02.2019 N Ю 78-00-08/24-167-2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 305 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 28.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.06.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с позицией судов, Общество направило кассационную жалобу, в которой просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своих возражений податель жалобы указывает, что эпизод нарушения, связанного с обнаружением на смывах с поверхности рук повара Андрюшиной Ю.А. бактерий st. aureus подлежит квалификации по статье 6.6 КоАП РФ как нарушение требований санитарных правил, за что Общество ранее привлекалось к ответственности постановлением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10.12.2018, в котором содержатся выводы о нарушениях, связанных с обнаружением в продукции патогенных микроорганизмов. Общество считает, что дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение, и отмечает, что событие административного правонарушения, рассматриваемого районным судом и в рамках настоящего дела, идентично; в двух делах оценивалась одна продукция, но в разных количествах и на основании разных документов, которыми установлены нарушения. Указывая на отсутствие причинения вреда гражданам и государству, привлечение к административной ответственности впервые, заявитель считает, что судами необоснованно не применены положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя административного органа (статья 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 27.11.2018 по 24.12.2018 на основании распоряжения от 27.11.2018 N 78-05-09/112 специалистами территориального отдела Управления в отношении ООО "Буше" по адресу: Санкт-Петербург, Школьная ул., д. 41, лит. А проведено санитарно-эпидемиологическое расследование причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений.
В ходе осуществления проверки Управлением выявлены следующие нарушения Обществом требований законодательства:
- согласно экспертному заключению филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" в Приморском, Петроградском, Курортном, Кронштадтском районах (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург") от 04.12.2018 N 78.01.05ф-08.000/11500 в исследованной пробе пищевой продукции полуфабрикат "шашлык куриный маринованный в соусе", отобранной у Общества 27.11.2018 с 18:00 часов до 21:00 часов, обнаружены патогенные микроорганизмы salmonella группы C1 infantis в 25,0 г, при величине допустимого уровня "не допускается" в 25,0 г, что свидетельствует о несоответствии пробы пищевой продукции части 5 статьи 7 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" 021/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011);
- согласно экспертному заключению филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" от 05.12.2018 N 78.01.05ф-08.000/11521 установлено несоответствие исследованных проб пищевой продукции готовой кулинарной продукции собственного изготовления салата "Редис с огурцом", дата изготовления 27.11.2018 - БГКП в 0,1 г, при величине допустимого уровня "не допускается" в 0,1 г, и КМАФАнМ 2,2 х 104 КОЕ/г, при величине допустимого уровня - 1 х 104; в образце готовой кулинарной продукции собственного изготовления салат "Грибной", дата изготовления 27.11.2018 - БГКП в 0,1 г, при величине допустимого уровня "не допускается" в 0,1 г, и КМАФАнМ 2,1 х 104 КОЕ/г, при величине допустимого уровня - 5 х 103, что свидетельствует о несоответствии указанных проб пищевой продукции требованиям главы II статьи 7 пункта 1.8 приложения 2 ТР ТС 021/2011; пищевая продукция полуфабрикат "Филе горбуши", дата изготовления 27.11.2018 - БГКП в 0,001 г, при величине допустимого уровня "не допускается" в 0,001 г, что не соответствует требованиям главы V статьи 13 (таблица 1) Технического регламента Евразийского экономического союза 040/2016 "О безопасности рыбы и рыбной продукции", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 162 (далее - ТР ЕАЭС 040/2016);
- согласно протоколу лабораторных исследований филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" от 03.12.2018 N 16763 в исследованных смывах с поверхностей рук повара Андрюшиной Ю.А., отобранных на проверку соответствия требованиям Санитарных правил 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001 (далее - СП 2.3.6.1079-01), обнаружен st.aureus, при величине допустимого уровня "не допускается" в 0,01 г.
Кроме того, 27.11.2018 при проведении санитарно-эпидемиологического расследования в отношении ООО "Буше" установлено, что при эксплуатации предприятия общественного питания - столовой для сотрудников ООО "Буше" по адресу: Санкт-Петербург, Школьная ул., д. 41, корп. А допущены следующие нарушения:
- объемно-планировочные и конструкторские решения помещений не предусматривают последовательность (поточность) технологических процессов, имеют место встречные потоки сырья и готовой продукции - перемещение необработанных овощей и зелени, а также сырья животного происхождения в сырьевые цеха для проведения их первичной обработки, осуществляется непосредственно через производственное помещение горячего цеха, где осуществляются процессы по приготовлению пищи, что является нарушением пункта 5.1 СП 2.3.6.1079-01;
- набор и площади помещений не соответствуют мощности организации и не обеспечивают соблюдение санитарных норм и правил (отсутствуют складские помещения для хранения сырья (необработанные овощи, мясо, рыба) - хранение сырья осуществляется в холодильных шкафах, установленных в непосредственно горячем цехе, что является нарушением пункта 5.2 СП 2.3.6.1079-01;
- санитарно-техническое состояние производственного помещения неудовлетворительное (имеются дефекты покрытия стен и потолка в помещении моечной столовой посуды), не проведен косметический ремонт (окраска потолков и стен) в помещении моечной столовой посуды, что не отвечает требованиям пунктов 5.5, 5.16 СП 2.3.6.1079-01;
- некачественно проведена уборка помещений (грязные полки стеллажей для хранения кухонной посуды, приборы отопления в производственном цехе), не представлен график проведения генеральной уборки и дезинфекции помещений столовой, что не соответствует требованиям пунктов 5.11, 5.12 СП 2.3.6.1079-01;
- на производственный и разделочный инвентарь нанесена маркировка, не позволяющая определить вид обрабатываемой продукции (на разделочном ноже единовременно нанесена маркировка "С.О. В.О. 3. К.О.", предусматривающая обработку сырых овощей, вареных овощей, зелени и квашеных овощей, что не исключает возможность использования данного инвентаря как для сырой, так и для готовой овощной продукции, и может приводить к обсеменению готовой продукции, что является нарушением пункта 6.5 СП 2.3.6.1079-01;
- не проводится первичная обработка сырых овощей (капусты) и зелени, предназначенных для приготовления холодных закусок без последующей термической обработки в установленном порядке (отсутствует выделенная емкость для замачивания овощей и зелени, инструкции по приготовлению 3 % раствора уксусной кислоты или 10 % раствора поваренной соли, а также способов выполнения обработки с применением данных растворов, на момент обследования в овощном цехе отсутствуют, что не отвечает требованиям пункта 8.21 СП 2.3.6.1079-01;
- в овощном цехе допускается хранение разделочных ножей на магнитодержателе, имеющем значительное следы коррозии металлического покрытия, непосредственно контактирующего с рабочей поверхностью разделочного инвентаря, что не обеспечивает поддержание чистоты разделочного инвентаря после проведения санитарной обработки (нарушение пункта 6.6. СП 2.3.6.1079-01);
- на момент проверки 27.11.2018 в 19 час. 40 мин. в горячем цехе осуществлялось порционирование и раскладка в одноразовую упаковку сметаны, на упаковку которой нанесена маркировка даты изготовления - 28.11.2018, что приводит к искажению действительного времени хранения пищевой продукции и реализации в последующем пищевой продукции с истекшим сроком годности (нарушение пункта 9.3 СП 2.3.6.1079-01);
- не обеспечены надлежащие условия хранения пищевой продукции в низкотемпературном холодильном шкафу при температуре от минус 13 С до минус 14 С (подтверждается листом контроля температурного режима данной холодильной установки за ноябрь 2018 года), при этом в нем осуществлялось хранение печени говяжьей замороженной, изготовитель ООО "Мясной стандарт", филе сайды (без кожи), изготовитель АО "Рыбпроминвест", филе горбуши (на коже), изготовитель ООО "ПК Нептун", тогда как производителями указанной продукции на маркировочном ярлыке установлен режим хранения при температуре не ниже минус 18 С, что является нарушением пункта 7.11 СП 2.3.6.1079-01;
- не сохранены маркировочные ярлыки с указанием срока годности и условий хранения (в холодильном шкафу в горячем цехе хранилось в вакуумной упаковке мясо птицы без маркировочного ярлыка в количестве 3,8 кг, продукция снята с реализации), что не отвечает требованиям пункта 7.29 СП 2.3.6.1079-01;
- не проводится ежедневная оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий (в журнале отсутствует оценка качества приготовленных блюд в ночную смену 23.11.2018, 24.11.2018), что не соответствует пункту 9.1 СП 2.3.6.1079-01;
- хранение чистой кухонной посуды осуществляется на стеллажах на высоте менее 0,5 м от пола, чистую столовую посуду хранят на открытых стеллажах, на полках без решеток (нарушение пункта 6.18 СП 2.3.6.1079-01);
- отсутствует промаркированная тара для сбора пищевых отходов и охлаждаемая камера для временного хранения пищевых отходов до их транспортирования (нарушение пункта 9.13 СП 2.3.6.1079-01).
При проведении санитарно-эпидемиологического расследования 28.11.2018 установлено, что при эксплуатации цеха по производству сыров из сырого молока ООО "Буше" по указанному адресу допущены нарушения требований статей 11, 17 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Санитарных правил и норм. "СанПиН 2.3.4.551-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов. Санитарные правила и нормы", утвержденных постановлением Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 04.10.1996 N 23 (далее - СанПиН 2.3.4.551-96), а именно:
- пункта 10.5 СанПиН 2.3.4.551-96, предусматривающего расстановку технологического оборудования в соответствии с технологической схемой, обеспечение поточности технологического процесса, краткие и прямые коммуникации молокопроводов, исключение встречных потоков сырья и готовой продукции. Расстановка технологического оборудования, технологическая схема выполнения производственных процессов в цехе не обеспечивает поточность технологических процессов, не исключает встречные потоки сырья и готовой продукции. Сырое молоко в транспортной таре (бидон, изготовленный из полимерных материалов объемом 40 л) перемещается непосредственно в цех по изготовлению сыра, где осуществляется заполнение молоком сыроварни, расположенной в глубине помещения, на противоположной входу стороне, что с учетом фактического расположения оборудования, используемого для упаковки, формовки и хранения готовой продукции, допускает пересечение потоков сырья (сырого молока) и готового, в том числе не упакованного, сыра. Кроме того, согласно представленной планограмме помещений 1 этажа вышеуказанного нежилого здания пути перемещения сырого коровьего молока в транспортной таре пересекаются в производственном коридоре с предусмотренным направлением перемещения готовой продукции выпечного цеха;
- пункта 12.13 СанПиН 2.3.4.551-96, предусматривающего, что на термограмме контроля температуры пастеризации аппаратчик в течение каждого рабочего цикла чернилами должен отмечать свою фамилию, тип и N пастеризатора, дату, наименование продукта, для которого пастеризуется молоко, время начала и окончания работы, ход технологического процесса (этапы мойки, дезинфекция, пастеризация молока с объяснением причин отклонений от установленного режима). Между тем на представленной ООО "Буше" термограмме контроля температуры пастеризации от 07.11.2017 нанесение указанных отметок в течение каждого рабочего цикла не обеспечено; не обеспечен анализ термограмм лабораторией и хранение термограмм в течение года;
- пункта 12.14 СанПиН 2.3.4.551-96, согласно которому при отсутствии контрольно-регистрирующих приборов контроль за температурой пастеризации должны осуществлять аппаратчики (каждый час, производя замеры температуры и делая соответствующие записи в журнале) и лаборатория (3-4 раза в смену). В связи с отсутствием у ООО "Буше" контрольно-регистрирующего прибора не обеспечен данный контроль за температурой пастеризации. В ежедневных письменных отчетах от 20.11.2018, от 21.11.2018, от 22.11.2018, от 23.11.2018 о переработке сырья и выработке готовой продукции отсутствует указание времени проведения замеров температуры, ежесменный лабораторный контроль пастеризации не обеспечен.
Представленные термограммы выполнены без применения и не отражают зависимости интервалов времени пастеризации и температуры массы пастеризуемого молока, не позволяют установить фактическое время пастеризации молока при заданной температуре, в соответствии с установленными параметрами согласно пункту 4.2 ТИ по производству мягких сыров ООО "Буше" от 26.02.2018 к ТУ 10.51.40-013- 52138618-2017, до 72 С с выдержкой в течение нескольких минут. В представленной термограмме отсутствует шкала "время" с указанием единиц измерения;
- пункта 12.15 СанПиН 2.3.4.551-96, в соответствии с которым контроль эффективности пастеризации молока на каждом пастеризаторе проводится микробиологическим методом не реже 1 раза в 10 дней вне зависимости от качества готовой продукции. Пастеризация считается эффективной при отсутствии бактерий группы кишечных палочек в 10 куб. см молока и общем количестве бактерий до 10 000 в 1 куб. см молока. Определение эффективности пастеризации химическим методом (ферментные пробы) должно проводиться из каждого резервуара после его наполнения пастеризованным молоком.
В нарушение указанных положений Обществом не обеспечен контроль эффективности пастеризации молока на каждом пастеризаторе микробиологическим методом не реже 1 раза в 10 дней вне зависимости от качества готовой продукции. Контроль эффективности пастеризации молока в ООО "Буше" осуществляется 1 раз в 6 месяцев, в декабре и июне каждого года;
- пункта 12.29 СанПиН 2.3.4.551-96, в соответствии с которым сырохранилища должны быть оборудованы полками и стеллажами, легко поддающимися мойке и дезинфекции.
Холодильная камера для хранения готового сыра имеет дефекты покрытия в виде окисления и коррозии металлического покрытия дна холодильной камеры, где, в том числе, осуществляется хранение готовой продукции, что исключает возможность проведения эффективных мероприятий по санитарной обработке, мойке и дезинфекции;
- пункта 12.31 СанПиН 2.3.4.551-96, в соответствии с которым подача тары и других материалов для упаковки готового продукта должна осуществляться через коридоры или экспедицию, минуя другие производственные помещения. Не допускается хранение тары и упаковочных материалов непосредственно в производственных цехах (должны храниться в специально выделенном помещении). Между тем в холодильной камере, предназначенной для хранения готовой продукции, расположенной непосредственно в цехе по производству сыра, Обществом допущено хранение транспортной тары (картонные коробки) и продукции, функционально не относящейся к процессам производства (замороженные ягоды), выполняемым в данном цехе;
- пункта 5.16 СанПиН 2.3.4.551-96, в соответствии с которым в производственных помещениях должны быть установлены педальные бачки с крышками для мусора, а также емкости из полимерных материалов для сбора санитарного брака. Бачки и емкости для брака следует ежедневно очищать, промывать моющими средствами и дезинфицировать 0,5 % раствором хлорной извести. Однако в производственном помещении не установлены педальные бачки с крышками для мусора, а также емкости из полимерных материалов для сбора санитарного брака;
- пункта 7.18 СанПиН 2.3.4.551-96, согласно которому технологическое оборудование, танки, моечные ванны должны присоединяться к канализации через гидравлические затворы (сифоны) с разрывом струи 20-30 мм от конца сливной трубы до верхнего края воронки, раковины через сифон без разрыва струи. В нарушение приведенных норм Обществом не обеспечено присоединение производственных моечных ванн, расположенных в цехе по изготовлению сыра, к канализации через гидравлические затворы (сифоны) с необходимым разрывом струи;
- пункта 6.5 СП 2.3.6.1079-01, в соответствии с которым в целях предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за каждым цехом и имеет специальную маркировку. Разделочные доски и ножи маркируются в соответствии с обрабатываемым продуктом: "СМ" - сырое мясо, "CP" - сырая рыба, "СО" - сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "BP" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи, "МГ" - мясная гастрономия, "КО" - квашеные овощи, "X" - хлеб, "РГ" - рыбная гастрономия. Между тем разделочный инвентарь (2 разделочных ножа), используемый и находящийся на хранении в цехе по производству сыра, не имеет маркировки в соответствии с обрабатываемым видом продукции.
Данные нарушения отражены в акте от 24.12.2018 N 78-05-09/112-3 о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний.
По факту выявленных нарушений 27.12.2018 должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол N 78-00-08/112-3 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением от 06.02.2019 N Ю 78-00-08/24-167-2019 ООО "Буше" привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 305 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды, придя к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения и об отсутствии процедурных нарушений в ходе привлечения к административной ответственности, отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ наказывается нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 указанной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Статьей 55 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства (абзац второй статьи 11); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39); за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона N 52-ФЗ пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 52-ФЗ при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии данному техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Показатели безопасности пищевой продукции установлены в приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к техническому регламенту (пункты 1 и 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011).
В силу пункта 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 под вредным воздействием на человека пищевой продукции понимается воздействие неблагоприятных факторов, связанных с наличием в пищевой продукции контаминантов, загрязнителей, создающих угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу для жизни и здоровья будущих поколений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе экспертные заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург", суды установили, что Обществом при осуществлении деятельности по организации услуг по производству пищевой продукции нарушены требования технических регламентов и санитарных правил, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Как указали суды, выявленные в результате лабораторных исследований несоответствия продукции требованиям технических регламентов фактически были допущены на стадии технологического процесса при изготовлении продукции лицом (субъектом, изготовителем), ответственным за выпуск продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, в чьи обязанности входит обеспечение соблюдения требований технических регламентов или обязательных требований к продукции при ее выпуске.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено. С учетом объекта посягательства, характера правонарушения и отсутствия исключительности суды не нашли оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ). Штраф назначен административным органом в пределах санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, соответствует тяжести правонарушения, степени вины правонарушителя, принципам соразмерности и индивидуализации административного наказания. Исключительных оснований для уменьшения штрафа в порядке частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено, доказательств тяжелого материального положения и избыточного ограничения прав величиной назначенного штрафа не имеется.
Выявленные нарушения в достаточной мере свидетельствуют о наличии потенциальной угрозы жизни и здоровью граждан при возникновении инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений. Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено.
В кассационной жалобе Общество со ссылкой на постановление Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10.12.2018 указывает, что дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение, обнаруженное в рамках одной проверки.
Между тем податель жалобы не учитывает, что согласно представленным в настоящее дело административным материалам Обществу вменяется нарушение требований технических регламентов, связанных с производством и хранением пищевой продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с учетом установленного наличия угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан. Как верно указали суды, привлечение Общества к административной ответственности по статье 6.6 КоАП РФ не исключает возможности его привлечения к ответственности по статье 14.43 КоАП РФ.
Кроме того, Общество не спорит, что предметом рассмотрения Приморского районного суда Санкт-Петербурга не были нарушения пункта 10.5 СанПиН 2.3.4.551-96 (расстановка технологического оборудования), пунктов 12.14. и 12.15 СанПиН 2.3.4.551-96 (отсутствие контрольно-регистрирующего прибора, необеспечение контроля за температурой пастеризации); пунктов 12.29 и 12.31 СанПиН 2.3.4.551-96 (холодильная камера для хранения готового сыра имеет дефекты покрытия, также допущено хранение транспортной тары (картонные коробки) и продукции, функционально не относящейся к процессам производства (замороженные ягоды), выполняемым в данном цехе) и другие нарушения, зафиксированные при обследовании 28.11.2018.
Согласно части 7 статьи 15 Закона N 52-ФЗ к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В данном случае, учитывая, что Общество производит и реализует пищевую продукцию, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, заключается в нарушении производителем и продавцом обязательных требований технических регламентов к продукции и связанным с этими требованиями процессам производства и выпуска в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, если такие действия создали угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Таким образом, суды правомерно признали постановление Управления законным.
Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Выводы судов двух инстанций соответствуют установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений судами норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу N А56-18629/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Буше" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.