19 ноября 2019 г. |
Дело N А66-18527/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 19.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октан" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 по делу N А66-18527/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Октан" (адрес: 170100, г. Тверь, ул. Индустриальная, д. 21; ОГРН 1156952008751; ИНН 6950034111; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (адрес: 170100, г. Тверь, ул. Московская, д. 24, корп. 1; ОГРН 10369000144693; ИНН 6901001988; далее - Департамент) от 10.10.2018 N 99.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен арбитражный управляющий Глухов Николай Александрович.
Решением суда первой инстанции от 31.01.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.06.2019 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, на основании приказа 03.10.2018 N 215 Департаментом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом жилищного законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Тверь, Двор Пролетарки, д. 119.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 05.10.2018 N 215, что в указанном доме в помещении туалета имеется деформация перекрытия (прогиб потолка) с обрушением отделочного штукатурного слоя местами до арматуры, на поверхности трубопроводов имеется конденсат, в оконном проеме отсутствует остекление (заделан фанерой); имеются признаки потери связи участка стены, отделяющей помещение туалета от помещения умывальни, с потолком, а также ее отклонение от вертикали (выпучивание); видимая часть деревянного бруса, расположенного в месте сопряжения стены с потолком, подвержена гниению (местами утрачена); отделочный слой стены (керамическая плитка) со стороны помещения туалета местами обрушен; со стороны умывален на отделочном слое стены имеются следы намокания в виде желто-бурых пятен, нитевидные трещины во всей длине, местами разрушен штукатурный слой.
Об устранении выявленных нарушений Департамент выдал предписание от 10.10.2018 N 99, которым предложил Обществу в срок до 10.11.2018 организовать систематическое наблюдение за отклонением стены от вертикали в помещении туалета, а если будет установлено, что деформации увеличиваются - принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций; принять срочные меры по предупреждению дальнейшего развития деформации перекрытий и смещения несущих конструкций от стен (противоаварийные мероприятия по усилению строительных конструкций) в помещении туалета; провести мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций в помещении туалета; осуществить контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами требований к пользованию системами водопровода и канализации в помещениях туалета и умывален.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования исходя из того, что Департамент необоснованно отнес спорные помещения к общему имуществу многоквартирного дома.
Суд апелляционной инстанции, признав ошибочными выводы суда первой инстанции, отменил решение и в удовлетворении заявления отказал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), согласно пункту 2 которых в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (помещения общего пользования) (подпункт "а"); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая плиты перекрытий) (подпункт "в").
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б").
Как предусмотрено пунктом 13 Правил N 491, управляющая организация проводит осмотры общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций (пункт 4.4.1.14).
Согласно пункту 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В силу пункта 4.3.3 Правил N 170 усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций.
Как указано в пункте 5.8.3 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации (подпункт "г"); контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации (подпункт "ж").
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что жилую часть указанного многоквартирного дома составляют отдельные жилые комнаты, тогда как кухни, туалеты и душевые, расположенные на каждом этаже, частями жилых помещений не являются и предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме.
В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанные помещения входят в состав общего имущества многоквартирного дома и управляющая организация в ходе осуществления деятельности по управлению этим домом обязана соблюдать требования Правил N 491 и Правил N 170.
Апелляционным судом также установлено, что в нарушение упомянутых норм жилищного законодательства Общество не обеспечило надлежащее состояние потолка и стен помещений общего пользования многоквартирного дома.
Исходя из указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности предписания Департамента, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, получив надлежащую правовую оценку. Несогласие подателя жалобы с выводами апелляционного суда, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Государственная пошлина, излишне уплаченная представителем Общества Зиньковским Леонидом Владимировичем при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2019 по делу N А66-18527/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октан" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Октан" (адрес: 170100, г. Тверь, ул. Индустриальная, д. 21; ОГРН 1156952008751; ИНН 6950034111) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной Зиньковским Леонидом Владимировичем по чеку-ордеру от 24.09.2019, операция 46.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.