21 ноября 2019 г. |
Дело N А42-1383/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
рассмотрев 20.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А42-1383/2019,
установил:
государственное областное казенное учреждение "Мурманское лесничество", адрес: 183034, г. Мурманск, Верхне-Ростинское шоссе, 53, ОГРН 1075190025041, ИНН 5190177757 (далее - заявитель, Лесничество, ГОКУ "Мурманское лесничество") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, Пушкинская улица, д. 7, ОГРН 1055100161313, ИНН 5190133622 (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене предписания от 01.08.2018 N 51/07-09/09.
Решением суда от 30.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.07.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит решение от 30.04.2019 и постановление от 29.07.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ответчик указывает, что судом первой инстанции необоснованно восстановлен срок на обжалование предписания, а также, что предписание соответствовало требованиям Правил, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.04.2009 N 160, действовавшим на момент вынесения предписания, в связи с чем оснований для признания его недействительным у суда не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу Лесничество просит решение от 30.04.2019 и постановление от 29.07.2019 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие по правилам части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 06.06.2018 N 137 Управлением в период 09.07.2018 по 01.08.2018 проведена плановая выездная проверка Лесничества. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований части 1 статьи 32 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ), абзаца 4 пункта 4 Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.04.2009 N 160 (далее Правила N 160), о чем составлен акт от 01.08.2018 N 51-07/13 и заявителю выдано предписание от 01.08.2018 N 51/07-09/09, согласно которому Лесничеству в срок до 31.08.2018 необходимо разработать и утвердить план проведения систематических карантинных фитосанитарных обследований на выявление карантинных объектов подкарантинного объекта земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 51:00:000000:0010, площадью 663 кв. м в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил N 160; издать распорядительный документ о назначении ответственного за проведение систематических обследований; обеспечить проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований согласно утвержденного плана; предоставить информацию о выполнении предписания.
Не согласившись с указанным предписанием, Лесничество обжаловало его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует положениям Закон N 206-ФЗ, возлагает на заявителя обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении положений Закона N 206-ФЗ, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Правовые основы регулирования в области карантина растений устанавливает Федеральный закон от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений", который определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также основные права и обязанности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, российских юридических лиц, иностранных организаций в области карантина растений.
Понятие подкарантинного объекта дано в пункте 30 статьи 2 Закона N 206-ФЗ. Подкарантинные объекты - земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.
Статьей 32 Закона N 206-ФЗ на юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны: 1) выполнять карантинные фитосанитарные требования; 2) извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; 3) обеспечивать необходимые условия для своевременного осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора); 4) выделять для хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов помещения, соответствующие карантинным фитосанитарным требованиям; 5) не допускать очистку транспортных средств и контейнеров с подкарантинной продукцией, других подкарантинных объектов в пути следования, а также в местах, не предназначенных для этого; 6) обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции, подкарантинных объектов до начала осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; 7) выделять транспортные средства, специально оборудованные причалы, площадки, помещения для проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания, очистки, дегазации подкарантинной продукции, подкарантинных объектов; 8) извещать немедленно, в том числе в электронной форме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; 9) осуществлять перевозку подкарантинной продукции с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и (или) засорения территории Российской Федерации карантинными объектами; 10) выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.
Карантинное фитосанитарное обследование - процедура, проводимая должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в целях определения популяций карантинных объектов и обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в установленный период (пункту 21 статьи 2 Закона N 206-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 206-ФЗ организация и осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений.
Установленный частью 2 статьи 8 Закона N 206-ФЗ государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется путем проведения должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе мероприятий, включающих в себя проведение карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов (часть 3 статьи 8 указанного закона).
Требованиями об осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) за подкарантинными объектами должны устанавливаться методики, способы проведения карантинного фитосанитарного обследования и в зависимости от биологических особенностей карантинного объекта периодичность проведения данного обследования. При этом определяются периоды осуществления данного обследования с учетом факторов сезонного характера, влияющих на распространение по территории Российской Федерации карантинных объектов (часть 2 статьи 16 Закона N 206-ФЗ).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 159 утверждены Единые правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Правила N 159).
Согласно положениям раздела второго Правил N 159 карантинные фитосанитарные обследования проводятся уполномоченным органом по карантину растений государства - члена Евразийского экономического союза в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным органом, по методикам проведения карантинных фитосанитарных обследований.
Из приведенных нор следует, что карантинные фитосанитарные обследования проводятся должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений в целях определения популяций карантинных объектов и обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в установленный период.
В силу Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2013 N 69 государственный карантинный фитосанитарный надзор осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ГОКУ "Мурманское лесничество" создано в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 29.11.2007 N 575-ПП/22 "О реорганизации государственных областных учреждений - лесхозов, подведомственных комитету по лесному хозяйству Мурманской области". Согласно Уставу Лесничество является некоммерческой организацией, обеспечивающей территориальное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Учредителем и собственником имущества является Мурманская область. От имени Мурманской области функции и полномочия учредителя осуществляет исполнительный орган государственной власти Мурманской области - Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, полномочия собственника осуществляет Министерство имущественных отношений.
Предметом деятельности ГОКУ "Мурманское лесничество" является обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и Мурманской области.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов от вредных организмов, внесенных в перечень карантинных объектов, осуществляется в соответствии с Законом N 206-ФЗ органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
С учетом изложенного, исходя из полномочий Лесничества, закрепленных в Уставе, удостоверившись в том, что ГОКУ "Мурманское лесничество" к органам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору не относится, соответствующие полномочия ему не передавались, суды указали, что Лесничество обязано выполнять требования предусмотренные статьей 32 Закона N 206-ФЗ. При этом, безусловная обязанность заявителя разрабатывать и утверждать план обычных обследований, издавать документ о назначении ответственных за проведение таких обследований лиц, а равно отчитываться перед уполномоченным органом о порядке проведения, сроках и принимаемых документах по проведению таких обследований Законом N 206-ФЗ не установлена.
Оспариваемое же предписание возлагает на Лесничество проведение конкретных мероприятий - систематических карантинных фитосанитарных обследований, что выходит за пределы его полномочий и обязанностей, неисполнение которых в конечном счете влечет ответственность.
Основания не согласиться с указанными выводами у суда округа отсутствуют.
Закон N 206-ФЗ проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований не предусматривает и в настоящее время данное понятие в действующем законодательстве отсутствует.
Ссылка Управления на Правила проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденные приказом Минсельхоза России от 22.04.2009 N 160 в той части, в которой они возлагали на владельца подкарантинного объекта проведение систематических карантинных фитосанитарных обследований, правомерно отклонена судами, поскольку Правила N 160 были приняты в целях реализации Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений", в статье 12 которого было установлено, что в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов подкарантинные объекты подлежат систематическому карантинному фитосанитарному обследованию. Закон N 99-ФЗ утратил силу с 01.01.2018. Правила N 160 также утратили силу с 28.09.2018.
Кроме того, Управлением не представлено доказательств свидетельствующих, что ГОКУ "Мурманское лесничество" является собственником, владеет, пользуется или имеет в аренде спорный земельный участок или осуществляет производство, переработку, заготовку, перевозку, хранение и реализацию подкарантинной продукции.
Доводы кассационной жалобы, касающиеся обстоятельств, с которыми Управление связывает исчисление срока на обращение заявителя в суд, не опровергают правильности выводов судов и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали их выводы.
Несогласие Управления с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А42-1383/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.