20 ноября 2019 г. |
Дело N А26-33/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Крылова К.С. (доверенность от 31.01.2017), от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Р.Г. (доверенность от 20.02.2018 N 1186/16.2-18),
рассмотрев 19.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 по делу N А26-33/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго", адрес: 190098, Санкт-Петербург, Галерная ул., д. 20-22, лит. "А", ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству финансов Республики Карелия, адрес: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590 (далее - Министерство финансов), Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам, адрес: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Мерецкова, д. 8А, ОГРН 1021000541781, ИНН 1001034050 (далее - Комитет), Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, адрес: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 1А, ОГРН 1031000043128, ИНН 1001046916 (далее - Министерство строительства), о взыскании 16 423 129 руб. 82 коп. не выплаченной за апрель 2017 года субсидии.
Решением суда первой инстанции от 18.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.09.2019, с Министерства строительства за счет средств казны Республики Карелия в пользу Общества взыскано 16 423 129 руб. 82 коп. не выплаченной за апрель 2017 года субсидии, а также 105 116 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины, в удовлетворении иска к Министерству финансов и Комитету отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные по делу судебные акты, принять новый - об отказе в удовлетворении иска.
Податель кассационной жалобы указывает, что утвержденный Законом Республики Карелия от 21.12.2016 N 2083-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон N 2083-ЗРК) объем субсидий на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, в полном объеме распределен Комитетом между получателями субсидии по итогам финансового года; с учетом полного распределения в 2017 году средств субсидии, предусмотренной Законом N 2083-ЗРК, а также нарушения Обществом условий соглашения основания для взыскания не выплаченной из бюджета Республики Карелия субсидии отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства финансов поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Комитет, Министерство строительства, извещенные надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 09.03.2017 Комитет и Общество заключили соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия в 2017 году субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 5.3.4 Соглашения Общество обязалось не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в Комитет отчет о достижении значений показателей результативности, расчет объема субсидии, подлежащего возмещению из бюджета Республики Карелия за соответствующий отчетный период, по форме согласно приложению 3, отчет за каждый месяц соответствующего отчетного периода о фактической реализации тепловой энергии потребителям, сведения за предыдущий отчетный период о целевом использовании субсидии.
Комитет обязался обеспечить соблюдение условий предоставления субсидии (пункт 5.1.2), довести до Общества объемы ассигнований из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи бюджета Республики Карелия на финансовый год (пункт 5.1.7).
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 12.12.2017 N 4 размер субсидии, предоставляемой из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, составил 224 132 882 руб. 47 коп., в том числе компенсация потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию за 2016 год: в марте 2017 года - 80 000 000 руб., в апреле 2017 года - 73 138 554 руб. 14 коп.; компенсация части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию, за 1 квартала 2017 года - 67 386 444 руб. 75 коп., частичная компенсация за II квартал 2017 года - 3 607 883 руб. 58 коп.
Указанная сумма субсидии перечислена Обществу.
Общество, ссылаясь на наличие разницы между объемом субсидии, подлежащей возмещению из бюджета Республики Карелия за январь-апрель 2017 года (20 031 013 руб. 40 коп.), и фактически выплаченной (3 607 883 руб. 58 коп.), обратилось в Арбитражный суд с иском о взыскании 16 423 129 руб. 82 коп. не выплаченной за апрель 2017 года субсидии.
Суд первой инстанции, установив, что размер не выплаченной Обществу за апрель 2017 года субсидии составил 16 423 129 руб. 82 коп., взыскал с Министерства строительства в пользу Общества эту сумму, в удовлетворении иска к Министерству финансов и Комитету отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 2083-ЗРК субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, по соответствующим целевым статьям (государственным программам Республики Карелия и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов согласно приложениям 4 и 5 к этому Закону.
Постановлением от 30.01.2017 N 30-П Правительство Республики Карелия утвердило Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов, которым установлено, что перечисление субсидии осуществляется на основании заключенного соглашения в пределах доведенных до главного распорядителя лимитов бюджетных обязательств.
Поскольку в рассматриваемом случае предоставление субсидии оформлено Соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, то к правоотношениям сторон, вытекающим из Соглашения, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из соглашений (договоров), предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
Суды, оценив материалы дела, установили, что размер не выплаченной Обществу за апрель 2017 года субсидии составляет 16 421 129 руб. 82 коп.
Размер невыплаченной субсидии судами проверен и признан правомерным. Контррасчет ответчики суду не представили.
Несоблюдение Обществом порядка получения субсидии и отсутствие долга по не выплаченным субсидиям надлежаще не доказано.
Довод Министерства финансов об отсутствии бюджетных ассигнований для выплаты субсидии судами оценен и правомерно отклонен как не соответствующий фактическим обстоятельствам. Из материалов дела следует, что у Комитета в период с 24.07.2017 по 24.12.2017 имелся остаток неиспользованных лимитов бюджетных ассигнований, достаточный для выплаты спорной суммы.
Таким образом, суды, установив, что полномочия главного распорядителя бюджетных средств переданы Министерству строительства, правомерно взыскали с указанного лица за счет средств казны Республики Карелия в пользу Общества 16 423 129 руб. 82 коп. не выплаченной за апрель 2017 года субсидии и отказали в иске к Министерству финансов и Комитету.
Министерство строительства кассационную жалобу на принятые по делу судебные акты не подавало.
С кассационной жалобой обратилось Министерство финансов, в удовлетворении иска к которому отказано.
Однако доказательства, подтверждающие, что принятыми по делу судебными актами нарушаются права и законные интересы Министерства финансов, подателем кассационной жалобы не представлено.
Доводы Министерства финансов сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286 и 287 АПК РФ.
Выводы, сделанные судами первой и апелляционной инстанций, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
Нормы материального права к спорным правоотношениям применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 по делу N А26-33/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.