28 ноября 2019 г. |
Дело N А26-12889/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонного) Каратай М.М. (доверенность от 08.04.2019),
рассмотрев 27.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонного) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 по делу N А26-12889/2018,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное), ОГРН 1161001054070, ИНН 1001309749, (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному бюджетному учреждению Республики Карелия "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия", ОГРН 1121001020051, ИНН 1001264801, (далее - Учреждение) о взыскании 46 023 руб. 72 коп. убытков в связи с излишней выплатой пенсии.
Решением суда первой инстанции от 29.04.2019 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 05.08.2019 решение суда изменено, с Учреждения в пользу Фонда взыскано 34 517 руб. 79 коп. ущерба, в остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит обжалуемое постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, убытки в виде излишне выплаченной страховой пенсии возникли по вине Учреждения, представившего сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 года с нарушением установленного срока.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы.
Учреждение извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение ежемесячно в установленные сроки представляет отчеты по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц.
Персонифицированные сведения по форме СЗВ-М за февраль 2018 года представлены Учреждением 23.04.2018, то есть с нарушением установленного срока, что установлено решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.11.2018 по делу N А26-11020/2018.
В связи с отсутствием данных сведений индивидуального (персонифицированного) учета Фондом была произведена индексация сумм пенсии работающим пенсионерам.
Факт излишней выплаты страховой пенсии сотрудникам Учреждения выявлен Фондом за период 01.02.2018 по 31.05.2018 в сумме 79 490 руб. 08 коп.
Поскольку нарушение страхователем срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года повлекло неправомерную выплату указанным лицам пенсии в завышенном размере, Фонд направил в адрес Учреждения претензию от 28.05.2018 N 14637/03-303 о возмещении ущерба в сумме 79 490 руб. 08 коп.
Претензия истца оставлена ответчиком без исполнения, что явилось основанием для обращения Фонда в суд с настоящим иском о взыскании причиненного ущерба (с учетом частичного возврата пенсионерами сумм индексации) в сумме 46 023 руб. 72 коп.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав требования Фонда обоснованными по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда и удовлетворил заявленные требования частично, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закона N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "Обязательства вследствие причинения вреда". При этом лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (статья 1080 ГК РФ). В то же время необходимым условием привлечения к ответственности является вина.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 28 Закона N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
Частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2018 года Учреждение представило 23.04.2018, то есть с нарушением установленного срока. Однако указанные сведения за март 2018 года и последующие периоды предоставлялись страхователем своевременно.
При этом решения о выплате указанным гражданам сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии) с 01.02.2018 вынесены Фондом только 18.04.2018, что сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о наличии совокупности условий для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в связи с выплатой пенсии в повышенном размере в связи с выплатой названным пенсионерам пенсии в повышенном размере за период с 01.02.2018 по 30.04.2018 в сумме 34 517 руб. 79 коп. и отсутствии таких условий для взыскания убытков в сумме, превышающей 34 517 руб. 79 коп., поскольку с 01.05.2018 Фонд располагал сведениями в отношении работающих пенсионеров имел возможность правильно определить размер пенсии, причитающейся к выплате за май 2018 года.
При этом апелляционный суд принял во внимание порядок и сроки принятия Фондом решений о выплате неработающим пенсионерам индексации и пересмотра ранее вынесенных решений, предусмотренные Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 по делу N А26-12889/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.