02 декабря 2019 г. |
Дело N А42-10193/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии от Федеральной антимонопольной службы Ирицян А.В. (доверенность от 26.06.2019 N ИА/53681/19), от общества с ограниченной ответственностью "Звезда моряка" Водяновой Е.Н. (доверенность от 11.03.2019),
рассмотрев 27.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А42-10193/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Звезда моряка", адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Воровского, д. 5/23, оф. 401, ОГРН 1095190012675, ИНН 5190910910 (далее - Общество, ООО "Звезда моряка"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы, адрес: 125993, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539 (далее - ФАС), от 11.10.2018 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 4-00-1502/00-20-18 по части 3 статьи 19.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 25.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.07.2019, постановление ФАС изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен до 250 000 руб.
В кассационной жалобе ФАС, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 25.04.2019 и постановление от 16.07.2019 в части снижения размера назначенного Обществу административного штрафа, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств и позволяющие суду на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу административного штрафа; произвольное снижение размера назначенного антимонопольным органом административного штрафа противоречит принципу соразмерности административного наказания и его целям.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ФАС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации, данных по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 19.10.2015 N Пр-2338ГС, а также в целях контроля за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации 30.11.2017 ФАС направило Обществу запрос N ЦА/83620/17 о представлении документов в десятидневный срок с момента получения данного запроса.
Как следует из уведомления о вручении почтового отправления с идентификационным номером 12599317510623, указанный запрос был получен Обществом 16.12.2017. Следовательно, представить информацию по данному запросу Общество должно было до 27.12.2017.
Общество оставило данный запрос без удовлетворения. В установленный срок запрошенную информацию в адрес ФАС Общество не направило, а также не сообщило о невозможности ее направления в установленный срок и не просило о продлении этого срока ввиду наличия объективных к этому причин. Только 17.09.2018 (по истечении более восьми месяцев со дня получения соответствующего запроса) после уведомления Общества о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении ООО "Звезда Моряка" исполнило свою обязанность по предоставлению запрашиваемой информации.
Установив данные обстоятельства, ФАС 28.09.2018 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 4-00-1502/20-18 по части 3 статьи 19.8.2 КоАП РФ
Постановлением ФАС от 11.10.2018 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 4-00-1502/00-20-18 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Общество оспорило указанное постановление в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности ФАС состава вменяемого Обществу административного правонарушения и отсутствии процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности. Однако при этом судом сделан вывод о наличии предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ оснований для снижения назначенного Обществу размера административного штрафа до 250 000 руб., в связи с чем постановление ФАС изменено судом в части назначения наказания.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене по следующим основаниям.
Правомерность привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 19.8.2 КоАП РФ установлена судами двух инстанций и не обжалуется в кассационном порядке.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности ФАС не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным либо замены назначенного ему штрафа на предупреждение, не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Вместе с тем судебными инстанциями сделан вывод о возможности применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера назначенного Обществу административного штрафа ниже низшего предела.
Частью 3 статьи 19.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, сведений (информации), предусмотренных законодательством об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанного органа в установленный им срок, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, либо представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от 500 000 руб. до 1 000 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В качестве исключительных обстоятельств, наличие которых в данном случае позволило снизить размер назначенного административного штрафа, суды первой и апелляционной инстанций указали на представление Обществом запрашиваемой ФАС информации до составления протокола об административной ответственности, совершение правонарушения впервые и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Вместе с тем возможность назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа допускается при наличии исключительных обстоятельств.
В рассматриваемом случае таких обстоятельств судами установлено не было. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих суду снизить размер штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, заявителем в материалы дела не представлено.
Характер установленного нарушения свидетельствует об общественной опасности совершенного Обществом деяния и серьезности возникших последствий его совершения, поскольку длительное (более восьми месяцев) неисполнение законного требования ФАС о представлении необходимой информации привело к невозможности установления государственного контроля за действиями, которые осуществляются с участием или в отношении хозяйствующих субъектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и своевременности выполнения вышеуказанного поручения Президента Российской Федерации по поставленному вопросу.
В рассматриваемом случае снижение размера административного штрафа ниже низшего предела не способствует эффективному воздействию на нарушителя (Общество) и предупреждению совершения им новых правонарушений в сфере порядка управления.
Также в материалах дела отсутствуют документы, характеризующие финансовое положение Общества в значимом периоде (отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс и т.п.). Доказательств того, что уплата штрафа в назначенном размере повлечет существенное ограничение прав Общества и приведет к наступлению негативных последствий в ведении хозяйственной деятельности, заявителем не представлялось.
Приведенную в обоснование снижения размера примененной санкции ссылку судов на совершение Обществом вмененного правонарушения впервые следует признать несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не является исключительным обстоятельством применительно к положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Что касается доводов судов об отсутствии отягчающих обстоятельств, то данное обстоятельство учтено ФАС при назначении наказания; штраф определен административным органом в размере минимального размера санкции, установленной частью 3 статьи 19.8.2 КоАП РФ
Как отмечалось выше, возможность назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа допускается при наличии исключительных обстоятельств, доказательств наличия которых заявителем в настоящее дело не представлено.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний, а также на его соразмерности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Таким образом, учитывая пренебрежительное отношение Общества к исполнению требований уполномоченного органа, наличие существенной угрозы причинения вреда интересам государства (воспрепятствование своевременному проведению контрольных мероприятий), снижение назначенного ФАС штрафа менее минимального размера, предусмотренного частью 3 статьи 19.8.2 КоАП РФ, не соответствует тяжести содеянного, не отвечает принципам индивидуализации, соразмерности и справедливости наказания.
Исходя из вышеприведенного, кассационная инстанция полагает, что судами неверно применены положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку снижение штрафа до 250 000 руб. в данном случае не обусловлено обстоятельствами настоящего дела, не отвечает целям административного наказания и принципам юридической ответственности (статьи 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Учитывая отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ для направления дела на новое рассмотрение, кассационная инстанция, проверяя законность принятых по делу судебных актов, исходя из полномочий, установленных пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу в обжалуемой части подлежат отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А42-10193/2018 отменить в части снижения размера административного штрафа до 250 000 руб.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Звезда моряка" отказать полностью.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.