04 декабря 2019 г. |
Дело N А13-5702/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев 27.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Показатель" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019 по делу N А13-5702/2019,
установил:
Комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района, адрес: 162390, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, г. Великий Устюг, Советский пр., д. 107, ОГРН 1023502696227, ИНН 3526007773 (далее - Комитет), обратился в арбитражный суд с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Показатель", адрес: 162394, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, дер. Сотниково, Центральная ул., д. 17, ОГРН 1173525024200, ИНН 3526035361 (далее - Хозяйство), о признании недействительным договора от 16.04.2018 N 18-ЗП безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной собственности, и применении последствий недействительности сделки в виде обязания возвратить Комитету земельный участок с кадастровым номером 35:10:0000000:1998 в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением суда от 16.05.2019 иск удовлетворен.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Хозяйство, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податель жалобы считает, что у него имеется приоритет перед другими лицами на предоставление в пользование земельных участков сельскохозяйственного назначения; полагает, что суды неправильно применили положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); указывает на то, что Комитет пропустил срок исковой давности по предъявленным требованиям и не представил надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение интересов неопределенного круга лиц вследствие заключения оспариваемой сделки.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит отказать в ее удовлетворении и оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок площадью 955 225 кв.м с кадастровым номером 35:10:0000000:1998, расположенный по адресу: Вологодская обл., Великоустюгский р-н, находится в государственной собственности.
Хозяйство, ссылаясь на положения статьи 39.10 ЗК РФ и приложив схему расположения земельного участка, обратилось в Комитет с заявлением от 30.08.2017 о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в безвозмездное пользование.
Рассмотрев заявление Хозяйства от 30.08.2017, администрация Великоустюгского муниципального района Вологодской области (далее - Администрация) приняла постановление от 22.09.2017 N 1496 "О предварительном согласовании КФХ "Показатель" предоставления земельного участка и об утверждении схемы его расположения", согласно которому Хозяйству предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером 35:10:0000000:1998 в безвозмездное пользование для ведения крестьянского хозяйства сроком на 6 лет, а также утверждена схема расположения земельного участка.
Хозяйство обратилось в Комитет с заявлением от 13.11.2017 о переводе земельного участка с кадастровым номером 35:10:0000000:1998 из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Комитет направил в Департамент лесного комплекса Вологодский области запрос от 14.11.2017 N 2104 о предоставлении сведений о нахождении в границах лесных участков земельных участков площадью 955 225 кв.м с кадастровым номером 35:10:0000000:1998 и площадью 799 210 кв.м с кадастровым номером 35:10:0307015:76.
В ответ на указанный запрос Департамент лесного комплекса Вологодский области сообщил, что названные земельные участки не входят в состав земель лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра и заключения филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфоторг" от 05.12.2017 N 11/1844.
Рассмотрев заявление Хозяйства о переводе земель из одной категории в другую, Администрация приняла постановление от 10.01.2018 N 10 "О переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому земельный участок площадью 955 225 кв.м с кадастровым номером 35:10:0000000:1998 переведен из земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения, установлен вид разрешенного использования земельного участка - сельскохозяйственное использование.
Хозяйство обратилось в Комитет с заявлением от 16.04.2018 о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером 35:10:0000000:1998 на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
На основании данного заявления между Комитетом (ссудодателем) и Хозяйством (ссудополучателем) заключен договор от 16.04.2018 N 18-ЗП безвозмездного пользования земельным участком площадью 955 225 кв.м с кадастровым номером 35:10:0000000:1998, расположенным по адресу: Вологодская обл., Великоустюгский р-н.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 договор заключен на срок с 16.04.2018 по 15.04.2024, вступает в силу с даты государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и распространяет свое действие на отношения сторон, возникающие с 16.04.2018.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 21.06.2018.
Земельный участок передан Хозяйству по акту приема-передачи от 16.04.2018.
Согласно пункту 3.1.1 договора ссудодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора при использовании земельного участка не по целевому назначению или не в соответствии с видом разрешенного использования, а также при использовании способами, приводящими к его порче, и в случаях нарушения других условий договора.
В пункте 5.2 стороны согласовали, что договор может быть расторгнут по требованию ссудодателя по решению суда на основании и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Великоустюгская межрайонная прокуратура провела проверку деятельности Администрации в сфере выделения гражданам земельных участков для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, по результатам которой в адрес Администрации было внесено прокурорское представление от 24.10.2018 N 07-02-2018 об устранении нарушений закона, выразившегося в нарушении установленного законом порядка предоставления спорного земельного участка и отсутствии публикации извещения о предоставлении земельного участка, что свидетельствует о нарушении положений статьи 39.18 ЗК РФ.
В целях устранения допущенных нарушений и исполнения представления прокуратуры Комитет направил 30.11.2018 в адрес Хозяйства соглашение от 28.11.2018 о расторжении договора от 16.04.2018 N 18-ЗП с 28.11.2018.
Поскольку Хозяйство уклонилось от подписания указанного соглашения, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, признал, что уполномоченный орган в нарушение положений статьи 38.19 ЗК РФ не осуществил официальную публикацию извещения о предоставлении спорного земельного участка в безвозмездное пользование, чем нарушил публичный порядок предоставления земельных участков и права неопределенного круга лиц, которые могли претендовать на данный участок. В связи с этим суд, установив, что при заключении спорного договора безвозмездного пользования земельным участком нарушен порядок, предусмотренный статьями 39.14, 39.18 ЗК РФ, признал указанный договор ничтожной сделкой на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и применил последствия его недействительности.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
В пункте 75 Постановления N 25 сформулирована правовая позиция, согласно которой применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
В силу пункта 8 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Так, согласно пункту 1 указанной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно части 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Проанализировав приведенные правовые положения в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания статьи 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с обязательным опубликованием соответствующего извещения и с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
Поскольку в рассматриваемом случае уполномоченный орган после поступления заявления Хозяйства не опубликовал извещение о предоставлении земельного участка и соответственно не учел возможность поступления заявлений от иных заинтересованных лиц, суды обоснованно признали договор от 16.04.2018 не соответствующим положениям земельного законодательства и с учетом требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" посчитали, что органом местного самоуправления созданы преимущественные условия для получения Хозяйством в безвозмездное пользование земельного участка. Поскольку установленный законом порядок заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, направлен на обеспечение публичных интересов, заключенная с его нарушением сделка является ничтожной в силу статьи 168 ГК РФ.
Данные выводы судов соответствуют правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, согласно которой публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, закрепленному в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Принимая во внимание, что договор безвозмездного пользования земельным участком от 16.04.2018 является ничтожной сделкой, суды, руководствуясь пунктом 2 статьи 167 ГК РФ, правильно применили последствия недействительности ничтожной сделки, обязав Хозяйство возвратить Комитету спорный земельный участок.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, у кассационной инстанции не имеется оснований не согласиться с ними.
Довод подателя жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении заявления о пропуске истцом срока исковой давности был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему была дана надлежащая правовая оценка, в связи с этим он признается кассационным судом несостоятельным как основанный на неверном толковании норм материального права.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2019 по делу N А13-5702/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Показатель" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.