09 декабря 2019 г. |
Дело N А56-164683/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Белова А.А. (доверенность от 31.01.2019 N 104-19),
рассмотрев 09.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 по делу N А56-164683/2018,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга, адрес: 196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 15, лит. А, ОГРН 1027804889111, ИНН 7810254736 (далее - Фонд), от 11.10.2018 N 202S19180071444 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Фондом предъявлен встречный иск о взыскании с Общества 3 245 000 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за май 2018 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019, решение Фонда признано недействительным, в удовлетворении встречного иска Фонда отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении первоначального иска и удовлетворить встречный иск.
По мнению Фонда, в действиях Общества имеется состав вменяемого правонарушения, поскольку дополняющая форма СЗВ-М была представлена в отношении новых застрахованных лиц, а не с целью исправления допущенных ошибок в исходной форме. Ссылку судов на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 02.07.2018 N 3036-КГ18-99 по делу N А73-910/2017 податель жалобы считает некорректной.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Фонд о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Фондом была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам проверки Фондом был составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.08.2018 N 202S18180056879, в котором отражено, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в части представления ежемесячной отчетности о работающих лицах, за май 2018 года (по форме СЗВ-М "дополняющая" в отношении 6490 застрахованных лиц, которые не были отражены в СЗВ-М "исходная") представлены Обществом 17.08.2019, в связи с чем Фонд пришел к выводу о том, что страхователем представлены неполные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за май 2018 года.
Решением Фонда от 11.10.2018 N 202S19180071444 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа (финансовых санкций) в размере 3 245 000 руб. за представление неполных (недостоверных) сведений.
Не согласившись с вынесенным Фондом решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.
Фонд обратился со встречным иском, в котором просил взыскать с Общества финансовые санкции в размере 3 245 000 руб.
Суд первой инстанции, признав требования Общества обоснованными и документально подтвержденными, удовлетворил первоначальный иск, отказав в удовлетворении встречного.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) Общество отнесено к страхователям по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным законом.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных частью 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведениях, до их обнаружения указанным органом, и представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Судами установлено, что в данном случае Общество 17.08.2018 дополнительно представило в Фонд сведения по форме СЗВ-М (дополняющее) за май 2018 года в отношении застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за июнь 2018 года.
Изучив представленные Обществом документы, Фонд пришел к выводу о представлении неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ за май 2018 года, в связи с чем составил акт проверки и принял решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общем размере 3 245 000 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций указав на то, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым и любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, пришли к выводу о том, что исправляя ошибку в первоначально представленных сведениях о застрахованных лицах за май 2018 года, Общество реализовало свое право на исправление представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Фонд дополнительных сведений за этот период, которые ранее не представлялись.
Суд кассационной инстанции считает возможным согласиться с данной позицией, поскольку такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к Фонду финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, признается судом округа правомерным.
Вопреки доводам кассационной жалобы Фонда, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют правовой позиции, приведенной не только в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, но и Определениях от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769.
Ссылки подателя жалобы, что суды ошибочно указывают на самостоятельное выявление Обществом допущенных неточностей в первоначально представленных сведениях по форме СЗВ-М, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку данное обстоятельство было установлено судами при рассмотрении дела.
Также отклоняется судом кассационной инстанции ссылка Фонда на то, что Фонд письмом от 27.06.2018 просил уточнить данные о количестве застрахованных лиц, поскольку как установлено судом апелляционной инстанции, Фондом не представлено доказательств направления указанного письма в адрес Общества.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами правильно, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 по делу N А56-164683/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.