09 декабря 2019 г. |
Дело N А21-15293/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А21-15293/2018,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, адрес: 236016, Калининградская обл., Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к администрации муниципального образования "Правдинский городской округ", адрес: 238400, Калининградская обл., г. Правдинск, пл. 50-летия Победы, д. 1, ОГРН 1023902271964, ИНН 3923000189 (далее - Администрация), об обязании передать в собственность Российской Федерации путем издания распорядительного акта в течение десяти дней с момента вступления в законную силу судебного акта следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое помещение общей площадью 25,8 кв. м (помещение N 1 по экспликации поэтажного плана здания технического паспорта), расположенное на первом этаже здания в помещении библиотеки общей площадью 84 кв. м с кадастровым номером 39:11:050802:176 по адресу: Калининградская обл., Правдинский р-н, пос. Ермаково, Школьная ул., д. 10 (помещения для осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи),
- нежилое помещение общей площадью 16,9 кв. м (помещение N 4 по экспликации поэтажного плана здания технического паспорта), расположенное в помещении библиотеки общей площадью 76,6 кв. м с кадастровым номером 39:11:070403:74 по адресу: Калининградская обл., Правдинский р-н, пос. Липняки, Совхозная ул., д. 12А (помещение для осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи).
Определением от 18.03.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное бюджетное учреждение культуры "Правдинская централизованная библиотечная система", адрес: 238400, Калининградская обл., Правдинский р-н, г. Правдинск, ул. Кутузова, д. 6, ОГРН 1023902274956, ИНН 3923003729 (далее - Учреждение культуры).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", адрес: 131000, Москва, Варшавское шоссе, д. 37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610 (далее - Предприятие), в лице филиала - Управления Федеральной почтовой службы Калининградской области (далее - Управление ФПС); Совет депутатов муниципального образования "Правдинский городской округ" Калининградской области, адрес: 238400, Калининградская обл., г. Правдинск, пл. 50-летия Победы, д. 1, ОГРН 1063917032904, ИНН 3923004419 (далее - Совет депутатов).
Решением от 22.04.2019 в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, спорные помещения, в течение нескольких лет используемые Предприятием, подлежат передаче в федеральную собственность, а Администрация необоснованно уклоняется от такой передачи.
Администрация, Учреждение культуры, Совет депутатов в отзывах на кассационную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, указывая, что требование о передаче спорных помещений, находящихся в муниципальной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за Учреждением культуры, с учетом преобразования Предприятия в акционерное общество "Почта России" (далее - Общество) противоречит положениям части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; доказательства возможности использования спорных помещений в качестве самостоятельных объектов недвижимости истцом не представлены.
Управление ФПС в отзыве на кассационную жалобу просит ее удовлетворить, ссылаясь на то, что в поселках Липняки и Ермаково отсутствуют иные здания и помещения, пригодные для размещения отделения почтовой связи; спорные помещения, необходимые для обеспечения деятельности органов государственной власти, работников федеральных государственных унитарных предприятий, не могут находиться в муниципальной собственности; отказ в удовлетворении исковых требований влечет невозможность оказания услуг почтовой связи на соответствующих территориях.
До начала судебного заседания от Управления ФПС поступило ходатайство о замене Предприятия в связи с реорганизацией путем преобразования на Общество, а также о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Управления ФПС не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Поскольку документами, приложенными к ходатайству Управления ФПС о замене стороны, подтверждается прекращение 01.10.2019 деятельности Предприятия в связи с реорганизацией путем преобразования в Общество, адрес тот же, ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000, суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменил Предприятие правопреемником - Обществом.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение общей площадью 84 кв. м с кадастровым номером 39:11:050802:176, расположенное на первом этаже здания по адресу: Калининградская обл., Правдинский р-н, пос. Ермаково, Школьная ул., д. 10, и нежилое помещение общей площадью 76,6 кв. м с кадастровым номером 39:11:070403:74, расположенное по адресу: Калининградская обл., Правдинский р-н, пос. Липняки, Совхозная ул., д. 12А, пом. А1, находятся в собственности муниципального образования "Правдинский городской округ" и закреплены на праве оперативного управления за Учреждением культуры, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
По договору от 29.12.2016 N 1184-16 Учреждение культуры предоставило Предприятию в аренду часть площадью 16,9 кв. м нежилого помещения общей площадью 76,6 кв. м с кадастровым номером 39:11:070403:74 по Совхозной улице, д. 12А в поселке Липняки для осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи сроком до 31.10.2017.
По договору от 29.12.2016 N 1764-16/12 Учреждение культуры предоставило Предприятию в аренду часть площадью 25,8 кв. м нежилого помещения общей площадью 84 кв. м с кадастровым номером 39:11:050802:176 по Школьной улице, д. 10 в поселке Ермаково для осуществления деятельности по оказанию услуг почтовой связи сроком до 31.11.2017.
Заключение договоров согласовано Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Правдинский городской округ".
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что Управление ФПС длительное время использует муниципальные нежилые помещения для оказания услуг почтовой связи, направило главе Администрации письмо от 26.07.2018 с просьбой подготовить комплект документов для передачи помещений в федеральную собственность с последующим закреплением на праве хозяйственного ведения за Предприятием в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Решением Совета депутатов от 26.09.2018 N 67 с учетом мнения Учреждения культуры отказано в передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность частей площадью 16,9 кв. м и 25,8 кв. м муниципальных нежилых помещений в поселках Липняки и Ермаково, о чем Администрация сообщила Управлению Росимущества письмом от 04.10.2018.
Управление Росимущества, полагая, что спорные помещения, используемые Предприятием, как имущество, необходимое для обеспечения деятельности федерального государственного унитарного предприятия, подлежат передаче в федеральную собственность, ссылаясь на незаконное уклонение органов местного самоуправления от такой передачи, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 215 Кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, а также если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, имущество, которое Управление Росимущества считает подлежащим передаче в федеральную собственность, представляет собой часть помещений библиотеки. Указанные помещения как предназначенные для размещения библиотечных учреждений в установленном порядке поступили в муниципальную собственность, используются в целях библиотечного обслуживания населения. Часть помещений библиотеки была предоставлена Предприятию во временное пользование.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ организация библиотечного обслуживания населения отнесена к вопросам местного значения. В силу статьи 22 Федерального закона "О библиотечном деле" на территории Российской Федерации могут создаваться и действовать библиотеки различных форм собственности; учредитель библиотеки принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению. Частью 3 статьи 15 названного Закона федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления установлен запрет на принятие решений и осуществление действий, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
При таких обстоятельствах суды, установив, что спорные помещения передавались Предприятию исключительно во временное пользование до разрешения вопроса о размещении отделений почтовой связи в иных помещениях на постоянной основе, отказ органов местного самоуправления передать имущество в федеральную собственность обусловлен объективной необходимостью сохранения данного имущества в муниципальной собственности, а передача части помещений библиотеки однозначно повлечет ухудшение положения Учреждения культуры, правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора судами не установлена совокупность условий для безвозмездной передачи спорных помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2019 по делу N А21-15293/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.