12 декабря 2019 г. |
Дело N А05-16366/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
рассмотрев 11.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по делу N А05-16366/2018,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области, адрес: 163000, город Архангельск, проспект Чумбарова-Лучинского, дом 39, корпус 1 ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086, (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области "Онежская центральная районная больница", адрес: 164840, Архангельская область, город Онега, проспект Ленина, дом 80, ОГРН 1112920000423, ИНН 2906007633, (далее - Учреждение) о взыскании 71 810 руб. 78 коп. штрафа за нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), с учетом уточнения требований, принятого судом.
Учреждение предъявило встречное исковое заявление о признании акта Фонда от 17.08.2018 N 12/54 недействительным в части эпизода о нецелевом использовании средств ОМС в сумме 718 107 руб. 78 коп., израсходованных на выплату заработной платы медицинских сестер процедурной и старшей медицинской сестры поликлиники Кодинской врачебной амбулатории при отсутствии лицензии на осуществление доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу, а также о взыскании с фонда необоснованно полученных средств в размере 718 107 руб. 78 коп.
Решением суда первой инстанции от 07.06.2019 Фонду отказано во взыскании с Учреждения 71 810 руб. 78 коп. штрафа, Учреждению отказано в части признания акта Фонда от 17.08.2018 N 12/54 недействительным по оспариваемому эпизоду, требования Учреждения о взыскании с Фонда 718 107 руб. 78 коп. удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить исковые требования Фонда о взыскании с Учреждения 71 810 руб. 78 коп. штрафа. По мнению подателя жалобы, осуществление деятельности без соответствующего на то разрешения (лицензии) является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 24.07.2018 N 390-О Фондом проведена проверка использования средств, направленных на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области "Онежская центральная районная больница" за период с 01.01.2016 по 31.12.2017.
В ходе проведенной проверки Фонд выявил нецелевое использование Учреждением средств ОМС в размере 799 071 руб. 26 коп., в том числе: 226 537 руб. 38 коп. в 2016 году; 572 533 руб. 88 коп. в 2017 году.
Результаты проверки отражены в акте от 17.08.2018 N 12/54, в котором Учреждению предложено в течение 10 рабочих дней со дня предъявления акта перечислить на лицевой счет фонда:
- использованные не по целевому назначению средства Территориальной программы обязательного медицинского страхования в размере 799 071 руб. 26 коп.;
- штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 79 907 руб. 13 коп.;
- в случае неисполнения требования в течение 10 рабочих дней со дня предъявления уплатить в бюджет фонда пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Учреждение платежными поручениями от 23.08.2018 NN 851422, 851423, 851426, 851427, 851431, от 24.08.2018 NN 862346, 862356 перечислило фонду 799 071 руб. 26 коп.
Требованием от 12.09.2018 N 3111/01-17 фонд повторно предложил учреждению произвести оплату штрафа за нецелевое расходование средств ОМС в размере 79 907 руб. 13 коп.
Поскольку Учреждение не оплатило штраф в добровольном порядке, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Учреждения штрафа в размере 79 907 руб. 13 коп.
В связи с частичной оплатой Учреждением штрафа, Фонд уточнил требования и просил взыскать с Учреждения штраф в размере 71 870 руб. 78 коп.
Учреждение заявило встречный иск, в котором в том числе просило о взыскании с Фонда в пользу Учреждения необоснованно полученные средства в размере 718 107 руб. 78 коп.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Фонда о взыскании 71 810 руб. 78 коп. штрафа и наличии оснований для удовлетворения встречного требования Учреждения о взыскании с Фонда необоснованно полученных средств в размере 718 107 руб. 78 коп. Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
На основании статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В силу статьи 4 Закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
На основании части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Положение).
В силу пункта 23.3 Положения при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
По смыслу приведенных норм возврату в бюджет фонда подлежат фактически полученные денежные средства, использование которых признано нецелевым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (пункт 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
При этом согласно пункту 8 этой же статьи Закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
На основании подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит, в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколков").
При этом из содержания статьей 2, 7, 9, 11 Закона N 99-ФЗ следует, что право на осуществление соответствующего вида деятельности предоставляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в отношении адресов, указанных в выданной лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности Министерство здравоохранения Российской Федерации приказом от 11.03.2013 N 121н утвердило Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Требования).
Согласно подпункту 1 пункта 2 Требований при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, по сестринскому делу.
Судами обеих инстанций установлено, что Учреждение на основании лицензии от 21.12.2015 N ЛО-29-01-001937 осуществляло доврачебную медицинскую помощь по сестринскому делу в ОСП "Кодинская участковая больница" по адресу: 164820, Архангельская область, Онежский район, п. Кодино, ул. Пролетарская, д. 11.
В связи с аварийным состоянием здания стационара, расположенного по адресу: 164820, Архангельская область, Онежский район, п. Кодино, ул. Пролетарская, д. 11, и нецелесообразностью его восстановления, приказом главного врача учреждения от 29.03.2016 N 42 с 01.04.2016 в структуру и штатное расписание учреждения внесены изменения.
Таким образом, в связи с произведенными изменениями медицинская деятельность, которая ранее осуществлялась по месту нахождения ОСП "Кодинская участковая больница", стала осуществляться по адресу: 164820, Архангельская область, Онежский район, п. Кодино, ул. Заводская, д. 9А.
Лицензии от 09.09.2016 N ЛО-29-01-002113, от 18.01.2017 N ЛО-29-01-002206, предоставлявшие право осуществления доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по названному адресу, право оказания услуг по сестринскому делу не предусматривали.
Лицензия, предоставляющая право осуществления доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу была, оформлена учреждением только 05.02.2019 (лицензия ЛО-29-01-002627).
При проведении проверки Фондом установлено, что в период с сентября 2016 года по декабрь 2017 года деятельность медицинских сестер процедурной и старшей медицинской сестры поликлиники Кодинской врачебной амбулатории осуществлялась по адресу: 164820, Архангельская область, Онежский район, п. Кодино, ул. Заводская, д. 9А, при отсутствии лицензии на осуществление по указанному адресу доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу.
Между тем по факту выявленного нарушения постановлением Онежского городского суда Архангельской области от 10.10.2018 по делу N 5-98/2018 о назначении административного наказания действия Учреждения переквалифицированы судом с части 1 статьи 19.20 КоАП РФ на часть 2 той же статьи кодекса, которой предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Таким образом, фактически вменяемое правонарушение выразилось в том, что Учреждение, осуществляя в спорный период медицинскую деятельность не по адресу, указанному в действующей лицензии, нарушило лицензионные требования, а не осуществляло указанную деятельность без лицензии.
При этом судами учтено, что соответствующая лицензия находилась на переоформлении и впоследствии была получена Учреждением.
Факт оказания населению в спорный период медицинских услуг подателем жалобы не оспаривается.
Доказательств того, что спорные затраты не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), а также об их чрезмерности, Фондом не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды обеих инстанций пришли к выводу, что само по себе нарушение лицензионных требований и условий, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
Доводы подателя жалобы об обратном отклоняются судом кассационной инстанции, как основанные на иной оценке обстоятельств дела.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019 по делу N А05-16366/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.