10 декабря 2019 г. |
Дело N А56-20130/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от товарищества собственников жилья "Павловские усадьбы" Череповской И.А. (доверенность от 31.03.2019 N 1-3-19/АС), от государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Сазонова Г.В. (доверенность от 21.09.2018), от администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Колюшок О.Ю. (доверенность от 29.12.2018 N 137), от некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Винницкого П.Ф. (доверенность от 05.12.2018 N 176),
рассмотрев 04.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 по делу N А56-20130/2019,
установил:
Товарищество собственников жилья "Павловские усадьбы", адрес: 196620, Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Первого Мая, д. 10/4, ОГРН 1097847228445, ИНН 7820319319 (далее - Товарищество, ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), по направлению в адрес администрации Пушкинского района письма от 16.05.2018 N 02-8507/18-0-0, содержащего сведения о неисполнении Товариществом требований части 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), для включения многоквартирных домов по адресам: г. Павловск, ул. Первого Мая, д. 10, корп. 1 - 6, в перечень жилых домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или не реализовали его.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга, адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Октябрьский бульв., д. 24, ОГРН 1027809009755, ИНН 7820033454 (далее - Администрация), и некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", адрес: 194044, Санкт-Петербург, Тобольская ул., д. 6, ОГРН 1137800010413, ИНН 7840290890 (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019, оспариваемые действия ГЖИ признаны незаконными.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать Товариществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы настаивает на том, что Инспекция в соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ направила в адрес Товарищества уведомление от 25.10.2017 N 02-21433/17-0-0 о необходимости погасить задолженность в отношении каждого многоквартирного дома и представить документы, подтверждающие погашение имеющейся задолженности. Названное уведомление было направлено Товариществу 27.10.2017 по почте и возвращено в Инспекцию 30.11.2017 в связи с истечением срока хранения почтового отправления (почтовый идентификатор N 19116315682195). Также податель жалобы обращает внимание на направление в адрес ТСЖ указанного уведомления факсимильной связью по номеру телефона (факса), указанному Товариществом в анкете ТСЖ, размещенной на интернет-сайте http://gilkom-complex.ru/hcs-catalog/element/show/11924. Кроме того, Инспекция считает, что производство по настоящему делу подлежало прекращению, поскольку оспариваемые действия ГЖИ не нарушают права и законные интересы Товарищества.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Товарищества возражал против ее удовлетворения.
Представители Администрации и Фонда поддержали позицию подателя жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением общего собрания собственников многоквартирных домов от 26.08.2009 ТСЖ выбрано в качестве управляющей компании комплекса "Павловские усадьбы", включающего многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Павловск, ул. Первого Мая, д. 10, корп. 1 - 6.
Решениями общего собрания собственников вышеуказанных многоквартирных домов от 07.11.2015 на основании части 1 статьи 173 ЖК РФ был изменен способ формирования фонда капитального ремонта этих домов и выбран способ формирования названного фонда путем перечисления взносов на специальный счет, владельцем которого утверждено Товарищество.
Письмом от 16.11.2018 N 07-36-11297/18-0-2 Администрация сообщила Товариществу, что ранее в его адрес было направлено уведомление от 25.10.2017 N 02-21433/17-0-0, согласно которому фактический размер средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов по адресам: г. Павловск, ул. Первого Мая, д. 10, корп. 1 - 6, лит. А на специальные счета ТСЖ составляет менее чем 50% от размера средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт Товариществу и о необходимости погасить данную задолженность в срок не позднее 5 месяцев с момента поступления названного уведомления. В связи с тем, что ТСЖ не представило в установленный срок сведения о погашении задолженности, ГЖИ в порядке части 10 статьи 173 ЖК РФ направило данные сведения в Администрацию для включения спорных домов в перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора (письмо от 16.05.2018 N 02-8507/18-0-0).
Полагая, что действия ГЖИ по направлению в адрес Администрации письма от 16.05.2018 N 02-8507/18-0-0 нарушают права и законные интересы Товарищества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установив обстоятельства дела, суды двух инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемых действий ГЖИ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Инспекции подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Из части 3 статьи 170 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 5 статьи 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 статьи 173 ЖК РФ.
Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, иные обязательные сведения (часть 3 статьи 172 ЖК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 названного Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных названным Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
В силу части 9 статьи 173 ЖК РФ владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 статьи 173 названного Кодекса, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 статьи 173 указанного Кодекса, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Согласно части 10 статьи 173 ЖК РФ, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 статьи 173 ЖК РФ, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Как указывает ГЖИ в письме от 16.05.2018 N 02-8507/18-0-0, направленном в адрес Администрации, уведомление от 25.10.2017 N 02-21433/17-0-0 в соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ направлено Инспекцией 05.12.2017 на официальный факс ТСЖ. При этом основанием для направления уведомления послужили данные отчета (сведений) Товарищества за III квартал 2017 года, представленном им в Инспекцию в порядке части 3 статьи 172 ЖК РФ.
В свою очередь, Товарищество в ходе судебного разбирательства указало на неполучение данного уведомления, что, по его мнению, исключает возможность направления ГЖИ в адрес Администрации в порядке части 10 статьи 173 ЖК РФ сведений о неисполнении Товариществом требования части 8 статьи 173 ЖК РФ. С данным утверждением согласились суды двух инстанций.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, спорное уведомление было направлено Инспекцией в адрес Товарищества 27.10.2017 заказным почтовым отправлением с идентификатором N 19116315682195 и возвращено отправителю в связи с неполучением Товариществом указанного почтового отправления (л.д. 63).
Поддерживая доводы ТСЖ о неполучении им спорного уведомления по независящим от Товарищества причинам, суды сослались на распечатку интернет-страницы с официального сайта Почты России, в которой отправителем и адресатом письма с идентификатором N 19116315682195 указана Инспекция. На основании данного обстоятельства суды пришли к выводу, что Товарищество не могло знать о поступлении данного почтового отправления на его имя и, как следствие, о несоблюдении ГЖИ требований части 10 статьи 173 ЖК РФ. В подтверждение данных выводов суды также сослались на ответ сотрудника Почты России от 22.04.2019 N 5.1.14-17/2596 (л.д. 111).
Однако указанный ответ свидетельствует об обратном. Из указанного письма следует, что почтовое отправление с идентификатором N 19116315682195 поступило и обработано в отделении почтовой связи г. Павловска (индекс 196620) 28.10.2017, в тот же день доставлено и опущено в почтовый ящик адресата извещение по форме 22, вторичное извещение по форме 22в доставлено 03.11.2017, по истечении срока хранения письмо возвращено отправителю. Также в письме Почты России от 22.04.2019 N 5.1.14-17/2596 указано, что информация на сайте ФГУП "Почта России" о том, что как отправителем, так и получателем почтового отправления является ГЖИ, на что сослались суды, создана некорректно оператором отделения почтовой связи при осуществлении операции "вручение". При этом информация на сайте ФГУП "Почта России" носит исключительно информативный характер, а подтверждением того или иного статуса почтового отправления являются только первичные документы.
Кроме того, Инспекция, учитывая возврат указанного почтового отправления, спорное уведомление 05.12.2017 направила в адрес Товарищества по факсу, что подтверждается соответствующим отчетом (л.д. 59). Именно с этой даты (05.12.2017) ГЖИ исчисляла пятимесячный срок исполнения Товариществом требований части 9 статьи 173 ЖК РФ, что усматривается из письма Инспекции в адрес Администрации от 16.05.2018 N 02-8507/18-0-0. Данный факс был направлен ГЖИ по номеру телефона (факса), указанному Товариществом в анкете ТСЖ, размещенной на интернет-сайте http://gilkom-complex.ru/hcs-catalog/element/show/11924, обязанность по размещению на котором Товарищество исполняет в соответствии с подпунктом а пункта 5 (1) Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (л.д. 60 - 62).
На данные обстоятельства Инспекция указывала в отзыве на заявление от 15.03.2019 (л.д. 50 - 53), однако суды не дали им соответствующую оценку. При этом суды не указали, по каким основаниям ими отдано предпочтение доводам Товарищества и отклонены доводы Инспекции.
В свою очередь, исполнение Инспекцией обязанности по направлению уведомления в порядке части 8 статьи 173 ЖК РФ имеет существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
В связи с этим суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых судебных актов, сделаны без учета указанных обстоятельств и представленных доказательств.
Поскольку судами не в полной мере были исследованы обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, при этом совершение таких процессуальных действий лежит за пределами полномочий суда кассационной инстанции, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанций в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить и исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать правовую оценку всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, в том числе проверить доводы Инспекции о направлении в адрес ТСЖ уведомления от 25.10.2017 N 02-21433/17-0-0, содержащего сведения о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов на специальном счете и о неисполнении ТСЖ обязанности, предусмотренной частью 9 статьи 173 ЖК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2019 по делу N А56-20130/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.