12 декабря 2019 г. |
Дело N А44-3342/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н.,
рассмотрев 12.12.2019 кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 по делу N А44-3342/2019,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное), ОГРН 1025301189242, ИНН 5322008719, адрес: 175204, Новгородская область, район Старорусский, город Старая Русса, улица Некрасова, дом 22 (далее - Пенсионный фонд), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области", ОГРН 1025300515569, ИНН 5302009312, адрес: 175400, Новгородская область, район Валдайский, город Валдай, проспект Васильева, дом 84 (далее - Учреждение) о взыскании задолженности по уплате финансовой санкции за январь - октябрь 2017 года в сумме 36 500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 02.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.09.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд, не согласившись с выводами судов, обратился с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае Пенсионный фонд ссылается в своей кассационной жалобе на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение от 02.07.2019 и постановление от 09.09.2019 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций необоснованно не учтено, что в случае, если страхователь представил сведения по форме СЗВ-М не на всех застрахованных лиц и впоследствии, уже по истечении установленного срока, представил сведения по типу "дополняющие" на застрахованных лиц, на которых ранее сведения не предоставлялись, то применение финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), не может быть признано неправомерным.
Законность обжалуемых судебных актов, принятых по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Учреждение представило в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные) за январь - октябрь 2017 года в установленные Законом N 27-ФЗ сроки.
Впоследствии, выявив ошибки в ранее представленных сведениях, Учреждение 31.10.2018 представило в Пенсионный фонд дополняющие сведения по форме СЗВ-М за названные отчетные периоды в отношении еще шести лиц за январь 2017 года, пяти лиц за февраль 2017 года, одного лица за март 2017 года, восьми лиц за апрель 2017 года, семи лиц за май 2017 года, девяти лиц за июнь 2017 года, одиннадцати лиц за июль 2017 года, семи лиц за август 2017 года, пятнадцати лиц за сентябрь 2017 года и четырех лиц за октябрь 2017 года, которые не были указаны в исходных сведениях.
Пенсионным фондом проведена проверка с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления Учреждением сведений индивидуального учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. По результатам проверки Пенсионным фондом составлены акты от 14.12.2018, согласно которым дополняющие сведения по форме СЗВ-М за январь - октябрь 2017 года в отношении 73 застрахованных лиц представлены Учреждением после истечения предусмотренного законом срока.
По итогам рассмотрения названных актов Пенсионным фондом приняты решения от 22.01.2019 N 063S19190000165, 063S19190000166, 063S19190000167, 063S19190000168, 063S19190000169, 063S19190000170, 063S19190000171, 063S191900001672, 063S19190000173, 063S19190000174 о привлечении Учреждения к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в общей сумме 36 500 руб.
В связи с неисполнением Учреждением обязанности по уплате финансовых санкций Пенсионный фонд направил в его адрес требования от 12.02.2019 об уплате штрафов в срок до 04.03.2019.
Поскольку Учреждение в добровольном порядке указанные требования не исполнило, Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, основываясь на том, что самостоятельное выявление Учреждением ошибок в сведениях индивидуального персонифицированного учета, которые страхователь откорректировал путем предоставления дополнительных сведений за спорные периоды до их обнаружения Пенсионным фондом, позволяет не применять к Учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает выводы судов соответствующими нормам материального права и не нарушающими охраняемые законом публичные интересы.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ первоначальные сведения по форме СЗВ-М за каждый из спорных отчетных периодов 2017 года (исходные) представлены Учреждением в установленные законом сроки.
В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибку в указанных сведениях, страхователь направил в Пенсионный фонд сведения СЗВ-М по форме "дополняющая" за январь - октябрь 2017 года на застрахованных лиц, не отраженных в исходных сведениях.
Неполноты и (или) недостоверности в отношении указанных дополняющих сведений Учреждением не допущено.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, а также статьи 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В силу пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В данном случае Учреждение, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления дополнительных сведений, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции исключает применение к Учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации органами, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция, правомерно примененная судами к обстоятельствам настоящего дела, изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания допущенному нарушению, а также исходя из презумпции невиновности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Пенсионному фонду во взыскании с Учреждения финансовых санкций.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального права, суд округа считает кассационную жалобу Пенсионного фонда не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 по делу N А44-3342/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В данном случае Учреждение, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления дополнительных сведений, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции исключает применение к Учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
...
решение Арбитражного суда Новгородской области от 02.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 по делу N А44-3342/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного) - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2019 г. N Ф07-14398/19 по делу N А44-3342/2019