09 декабря 2019 г. |
Дело N А56-70715/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 09.12.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мирошниченко В.В., судей Колесниковой С.Г., Тарасюка И.М.,
при участии от конкурсного управляющего Иванушкова С.В. представителя Клиентовой Ю.Ю. (доверенность от 14.10.2019),
рассмотрев 03.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Гранат-СПб" Иванушкова Сергея Валентиновича на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А56-70715/2017/сд.1,
установил:
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2017 возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Гранат-СПб", адрес: 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 10, оф. 2414, ОГРН 1027807985930, ИНН 7816213895 (далее - Общество).
Определением от 08.11.2017 в отношении Общества введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Иванушков Сергей Валентинович.
Решением от 25.04.2018 Общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Иванушков С.В.
Конкурсный управляющий Иванушков С.В. обратился в суд с заявлением о наложении на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) судебного штрафа в сумме 100 000 руб. за неисполнение постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018 по делу N А56-70715/2017/сд.1.
Определением от 26.06.2019, оставленным без изменения постановлением от 16.09.2019, в удовлетворении заявления конкурсному управляющему отказано.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит определение от 26.06.2019 и постановление от 16.09.2019 отменить, заявление о наложении штрафа удовлетворить.
Податель жалобы полагает, что при утрате или изъятии платежного документа Инспекция обязана представить в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (далее - Казначейство) новый платежный документ.
Изъятие заявок, составленных Инспекцией, по мнению конкурсного управляющего, не служит оправданием бездействия по исполнению судебного акта.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал доводы жалобы.
Остальные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.02.2019, признаны недействительной сделкой платежи, совершенные должником 22.12.2017 в пользу публично-правового образования на суммы 11 820 073 руб. 66 коп. по инкассовому поручению N 314 и 1 132 776 руб. 89 коп. по платежному ордеру N 312 во исполнение решения Инспекции, а также применены последствия недействительности сделки в виде взыскания с налогового органа 12 952 850 руб. 55 коп. основного долга, 238 829 руб. 27 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.12.2017 по 19.03.2018, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленных за период с 20.03.2018 по день возвращения основного долга.
Ссылаясь на неисполнение Инспекцией названного судебного акта, конкурсный управляющий 19.04.2019 обратился в суд с заявлением о наложении на Инспекцию судебного штрафа в размере 100 000 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Инспекцией приняты все меры для исполнения постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018, необходимые заявки на возвращение денежных средств направлены в Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу и судебный акт не исполняется по не зависящим от нее причинам.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 332 АПК РФ за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в размере, установленном федеральным законом.
В части 3 статьи 154 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с названным Кодексом.
Как следует из положений частей 1 и 2 статьи 242.1 БК РФ, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), которые направляются судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства, в котором должнику по исполнительному документу открыты лицевые счета.
В силу положений части 2 статьи 160.1 БК РФ в отношениях, связанных с возвратом излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, налоговый орган выступает администратором доходов бюджета, который, действуя в рамках своих полномочий, принимает соответствующее решение о возврате и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В пункте 27 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Казначейства России от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок N 8н) указано, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании заявки на возврат, представленной администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий трех рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства.
В данном случае согласно представленному в материалы дела протоколу выемки от 19.03.2019 старший следователь следственного отдела по Выборгскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу в рамках уголовного дела N 11802400022000026 произвел выемку в помещении Казначейства, изъяв заявки на возврат денежных средств Обществу.
Довод конкурсного управляющего о том, что в сложившейся ситуации Инспекция должна была направить в адрес Казначейства новую заявку на перечисление взысканной судом суммы, поскольку ранее направленная заявка в любом случае не подлежит исполнению в связи с истечением десятидневного срока, установленного Порядком N 8н, отклоняется.
Согласно пункту 8.5 Порядка N 8н документ действителен для представления в орган Федерального казначейства в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления.
Вместе с тем рассматриваемая заявка является для Казначейства исполнительным документом и, поскольку, исходя из положений законодательства Российской Федерации не могут быть оформлены два исполнительных документа, Инспекция не вправе без отзыва прежней заявки повторно оформлять и направлять в Казначейство заявку на возврат Обществу спорной суммы. При этом Казначейство в отсутствие оригинала заявки лишено возможности возвратить ее в адрес Инспекции для отмены и оформления новой заявки.
Согласно представленному в материалы дела постановлению прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга от 25.10.2019, поскольку уголовное дело, в рамках которого были изъяты файлы-заявки на возврат денежных средств Общества, прекращено, названные заявки не могут служить средствами обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. В связи с названным прокуратурой вынесено требование об устранении нарушений федерального законодательства.
Доводы, указанные в кассационной жалобе, получили надлежащую оценку судов, нормы материального права применены судами по отношению к рассматриваемым правоотношениям верно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А56-70715/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Гранат-СПб" Иванушкова Сергея Валентиновича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Мирошниченко |
Судьи |
В.В. Мирошниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.