11 декабря 2019 г. |
Дело N А05-11762/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Асмыковича А.В., Васильевой Н.В.,
при участии от Министерства транспорта Архангельской области Носырева Н.С. (доверенность от 27.05.2019), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Леоновой Е.В. (доверенность от 03.12.2018),
рассмотрев 05.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 по делу N А05-11762/2018,
установил:
Акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания", адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Павлика Морозова, д. 1, ОГРН 1107604019181, ИНН 7604192971 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Архангельской области в лице Министерства транспорта Архангельской области, адрес: 163004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1122901020527, ИНН 2901229495 (далее - Министерство), о взыскании 33 099 727 руб. 01 коп. в возмещение убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Архангельской области (далее - Министерство финансов), Правительство Архангельской области (далее - Правительство), Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением от 14.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.08.2019, в иске отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство, Правительство, Министерство финансов и Агентство указывают на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу просит удовлетворить ее.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Министерства возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство транспорта Российской Федерации 24.12.2010 выдало Компании лицензию серии ППБ N 7605717 на осуществление перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.
Компания является субъектом естественных монополий на транспорте, в отношении которого Федеральной службой по тарифам 06.04.2011 введено государственное регулирование деятельности.
В 2015 году Компания осуществила перевозку пассажиров на территории семи субъектов Российской Федерации: Республики Коми, Архангельской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Вологодской, Ярославской областей.
Компания (перевозчик) и Агентство по транспорту Архангельской области, правопредшественник Министерства, 04.06.2015 заключили договор N 01/ЖД-2015/СЕВППК-187 об организации железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении на территории Архангельской области и о предоставлении субсидии на возмещение убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в первом полугодии 2015 года.
Стороны 04.06.1015 заключили аналогичный договор N 03/ЖД-2015/ЖД-114 на второе полугодие 2015 года.
Согласно заключенным договорам Компания приняла на себя обязательства осуществлять в 2015 году регулярные железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Архангельской области в согласованном объеме по регулируемым тарифам.
Министерство обязалось возместить перевозчику недополученные доходы, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на указанные перевозки, в виде субсидии.
Согласно пункту 3.1 названных договоров субсидии на возмещение недополученных доходов, выпадающих вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа, предоставляются в случае превышения экономически обоснованных расходов, возникающих при осуществлении перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, над доходами, полученными исходя из утверждённых тарифов на перевозку пассажиров и багажа и количества фактически перевезённых пассажиров. Тарифы на перевозку пассажиров и багажа утверждаются Агентством.
Пунктом 3.2 договоров предусмотрено, что субсидия предоставляется на основании отчетов перевозчика о недополученных доходах, возникших в результате государственного регулирования тарифов, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования по целевой статье 19 1 7303 "Субсидии организациям железнодорожного транспорта на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении", виду расходов 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам" в сумме 85 403 300 руб. (первое полугодие) и 194 879 230 руб. (с учетом дополнительного соглашения от 21.10.2015 N 1/Д- 152 - второе полугодие).
Размер субсидии подлежит корректировке в сторону уменьшения или увеличения в соответствии с фактическими данными об объемах выполненных работ перевозчика по итогам работы в соответствующем полугодии.
Расчеты производятся Министерством ежемесячно в течение 10 рабочих дней с момента получения отчета о недополученных доходах, возникших в результате государственного регулирования тарифов (пункт 3.3 договоров).
В период с 15.11.2015 по 31.12.2015 в соответствии с постановлением Агентства от 30.10.2015 N 56-п/1 тариф за зону (10 км) составляет от 17 до 27 руб. за одну зону.
Компания за период с 01.01.2015 по 14.11.2015 осуществила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Архангельской области по тарифу от 17 до 22 руб. за одну зону (10 км), установленному постановлением Агентства от 14.10.2014 N 44-п/3.
Компании за 2015 год выплачена субсидия в размере 280 282 530 руб., которая сторонами не оспаривается.
Агентством проведена оценка фактических показателей деятельности Компании по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Архангельской области за 2015 год, по результатам которой составлено заключение от 10.06.2016.
С учетом заявленных истцом доходов от перевозки пассажиров в размере 174 625 100 руб., установленного Агентством размера экономически обоснованных расходов по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Архангельской области - 463 363 000 руб., убыток Компании от государственного регулирования тарифов установлен Агентством в размере 288 697 900 руб.
Компании за 2015 год выплачено 280 282 530 руб. субсидии, между Министерством и Компанией 17.02.2017 заключено соглашение об урегулировании размера субсидии на возмещение недополученных доходов, выпадающих вследствие государственного регулирования тарифов за 2014 - 2016 годы.
Указанным соглашением стороны установили, что дополнительная субсидия за 2015 год в размере 8 415 400 руб., рассчитанная в соответствии с оценкой Агентства от 10.06.2016, будет перечислена Компании в порядке и сроки, согласованные в пункте 2 соглашения.
Как указывает Компания, в 2015 году его фактический доход от осуществления перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в Архангельской области составил 174 625 116 руб., а экономически обоснованные затраты - 496 422 773 руб. 01 коп., в связи с чем за вычетом суммы полученной субсидии 280 282 530 руб., а также размера дополнительной субсидии, установленного соглашением от 17.02.2017, ей должны быть компенсированы выпадающие доходы на сумму 33 099 727 руб. 01 коп. Указанную сумму истец просит взыскать в качестве убытков, причиненных незаконными действиями государственных органов Архангельской области.
По мнению истца, Архангельская область в лице Министерства нарушила его право на получение возмещения финансовых потерь, являющихся следствием тарифного регулирования перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом пригородного сообщения со стороны исполнительных органов Архангельской области. При этом истец ссылается на то, что его убытки возникли вследствие незаконного бездействия субъекта Российской Федерации, выразившегося в отказе компенсировать понесенные истцом потери. Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Как правильно заметили суды, пунктом 1 соглашения от 17.02.2017 об урегулировании размера субсидии на возмещение недополученных доходов установлена субсидия в размере 144 760 200 руб., из которых за 2014 - 96 021 500 руб., за 2015 - 8 415 400 руб., за 2016 - 40 323 300 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона N 17-ФЗ в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется государственное регулирование в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций транспорта. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 147-ФЗ перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля.
Согласно пунктам 1, 3, 4 и 6 названного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Постановление N 643) утверждено Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Во исполнение Постановления N 643 Федеральная служба по тарифам приказом от 28.09.2010 N 235-т/1 утвердила Методику расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (далее - Методика N 235-т/1).
В соответствии с пунктом 7 Методики N 235-т/1 расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги, оказываемые ОАО "РЖД" и компаниями пригородных пассажирских перевозок, в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в субъектах Российской Федерации, выполняется на основе расчетных и обосновывающих материалов, представленных субъектами регулирования в регулирующий орган на электронном и бумажном носителях.
Органы регулирования вправе не учитывать необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов, и одновременно обязаны учесть экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования (пункт 15 Постановления N 643, пункты 13, 14, 16 Методики N 235-т/1).
Согласно пунктам 19, 20, 21.2 Методики N 235-т/1 в состав экономически обоснованных затрат включаются в том числе расходы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при организации пассажирских перевозок в пригородных поездах, расходы по использованию железнодорожного подвижного состава (если компания не является собственником подвижного состава и использует указанные объекты основных средств на основе договоров аренды или лизинга), а также расходы на выполнение работ (услуг) в рамках действующего законодательства.
Методикой N 235-т/1 предусмотрено, что в случае, если субъект регулирования в течение периода регулирования понес экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования, в том числе затраты, связанные объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемую в течение периода регулирования, эти затраты учитываются при установлении регулируемых тарифов (цен) на текущий период (год) и период регулирования (раздел 2).
Компания, являясь субъектом естественных монополий на транспорте, осуществляла организацию транспортного обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Архангельской области в соответствии с договором по тарифам, установленным Правительством.
Постановлением от 14.10.2014 N 44-5/3 установлен тариф на проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения на территории Архангельской области.
Постановлением от 30.10.2015 N 56-п/1 установлен тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортном общего пользования в пригородном сообщении на территории Архангельской области.
В 2015 году Компания осуществляла перевозку пассажиров по установленным маршрутам с применением государственных регулируемых тарифов.
Заявленные по настоящему делу убытки мотивированы несогласием с утвержденными тарифами, поскольку они не обеспечивают возмещение экономически обоснованных затрат перевозчика.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, что Компания не доказала наличие условий для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков с учетом исполнения обязательств Министерством по договорам в полном объеме.
Суды обоснованно указали, что затраты истца, предъявляемые в рамках настоящего спора, являются исключительно результатом его финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме того, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о недоказанности истцом размера доходов и расходов в 2015 году, исходя из которого определен размер убытков.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых решения и постановления.
Суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 по делу N А05-11762/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.