16 декабря 2019 г. |
Дело N А13-6375/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии прокурора Кузнецовой Я.В. (служебное удостоверение от 19.01.2017 ТО N 045159),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Показатель" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 по делу N А13-6375/2019,
установил:
Заместитель прокурора Вологодской области в интересах муниципального образования "Великоустюгский муниципальный район" в лице администрации Великоустюгского муниципального района (далее - Администрация) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Комитету по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального района, адрес: 162390, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, г. Великий Устюг, Советский пр., д. 107, ОГРН 1023502696227, ИНН 3526007773 (далее - Комитет), крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Показатель", адрес: 162394, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, дер. Сотниково, Центральная ул., д. 17, ОГРН 1173525024200, ИНН 3526035361 (далее - Хозяйство), о признании недействительным заключенного между Комитетом и Хозяйством договора от 12.01.2018 N 1-3П безвозмездного пользования находящимся в государственной собственности земельным участком; применении последствий недействительности сделки путем возложения на Хозяйство обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда возвратить Комитету земельный участок с кадастровым номером 35:10:0307015:75.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация, адрес: 162390, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, г. Великий Устюг, Советский пр., д. 103, ОГРН 1023502695743, ИНН 3526008696.
Решением от 31.05.2019 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 данное решение оставлено без изменения.
Хозяйство в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, соблюдения процедуры, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в данном случае не требовалось; к участию в деле не были привлечены Администрация, Департамент имущественных отношений Вологодской области; суды не применили по заявлению ответчика исковую давность.
Прокуратура в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что судами правильно применены нормы земельного законодательства.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу излагает позицию со ссылкой на разъяснения федеральных органов исполнительной власти, согласно которой положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности не применяются; заключение договора безвозмездного пользования не может являться результатом осуществления процедуры по опубликованию извещения. Комитет просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель прокуратуры против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Комитета не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Хозяйство обратилось в Комитет с заявлением от 14.08.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 911 221 кв. м, расположенного в Нижнеерогодском сельском поселении Великоустюгского района, в безвозмездное пользование для крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии со статьей 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации от 08.09.2017 N 1405 Хозяйству предварительно согласовано предоставление земельного участка в безвозмездное пользование для ведения крестьянского хозяйства сроком на шесть лет; утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
02.11.2017 образованный в соответствии с утвержденной схемой земельный участок площадью 906 535 +/- 5018 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 35:10:0307015:75.
Постановлением Администрации от 13.12.2017 N 1995 по ходатайству Хозяйства данный земельный участок переведен из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения, установлен вид разрешенного использования земельного участка - сельскохозяйственное использование.
Хозяйство обратилось в Комитет с заявлением от 12.01.2018 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 35:10:0307015:75 в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного использования сроком на шесть лет.
В тот же день Комитет (ссудодатель) и Хозяйство (ссудополучатель) заключили договор от 12.01.2018 N 1-ЗП безвозмездного пользования находящегося в государственной собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 906 535 кв. м с кадастровым номером 35:10:0307015:75, расположенного в Великоустюгском районе Вологодской области, с разрешенным использованием "сельскохозяйственное использование" на срок с 12.01.2018 по 11.01.2024.
Прокурор, ссылаясь на то, что указанный договор заключен в нарушение положений статей 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации без опубликования извещения о возможном предоставлении земельного участка, чем нарушаются принципы публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
В силу пункта 8 статьи 39.14 Кодекса предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Кодекса.
Статьей 39.18 того же Кодекса установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Согласно пункту 1 названной статьи в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 1); принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса (подпункт 2). Таким образом, в случае, если уполномоченный орган не принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка, он должен обеспечить опубликование извещения, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 39.18 Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18).
Частью 7 статьи 39.18 Кодекса предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Суды, проанализировав положения приведенных норм, устанавливающих особенности предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности, правомерно пришли к выводу о том, что договор безвозмездного пользования земельным участком мог быть заключен с лицом, обратившимся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка под соответствующие цели, только после обязательного опубликования с целью выявления иных лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка, извещения о возможном предоставлении участка и непоступления в течение установленного срока от таких лиц заявлений. Без опубликования такого извещения не может быть определено наличие или отсутствие претендентов на испрашиваемый земельный участок.
Поскольку в данном случае извещение, указанное в пункте 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, после обращения Хозяйства за предварительным согласованием предоставления земельного участка для осуществления своей деятельности опубликовано не было, суды обоснованно посчитали, что при заключении Комитетом с Хозяйством оспариваемого договора безвозмездного пользования земельным участком был нарушен публичный порядок предоставления земельных участков, предполагающий информирование неопределенного круга лиц о предстоящем предоставлении земельного участка и исключающий предоставление земельных участков вне конкурентных процедур при наличии более одного претендента на участок.
Суды, установив данные обстоятельства, правомерно в соответствии со статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25, исходя из которых договор, противоречащий существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный вне зависимости от наличия в законе прямого указания на его ничтожность, удовлетворили требования прокурора.
Довод подателя жалобы о неприменении к оспариваемому договору положений статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм земельного законодательства.
С учетом даты заключения договора (12.01.2018), оспариваемого прокурором по ничтожности, настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в суд 02.04.2019 в пределах трехлетнего срока исковой давности, установленного пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации.
О правах лиц, не привлеченных к участию в деле, судебные акты не приняты.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 по делу N А13-6375/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Показатель" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.