18 декабря 2019 г. |
Дело N А26-11975/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Судас Н.Е.,
рассмотрев 18.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищество собственников жилья "Монолит-7" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А26-11975/2018,
установил:
Товарищество собственников жилья "Монолит-7", адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Древлянка (р-н Древлянка), д. 2, оф. 2, ОГРН 1031000013868, ИНН 1001035216 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Петрозаводского городского округа, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация) об обязании принять на учет бесхозяйные тепловые сети и сети сопутствующего дренажа, а именно:
- наружные сети теплоснабжения жилого дома 2 по ул. Древлянка (от ТКД3-15 до теплового пункта: 2D=89 мм, 2L=46,2 м, труба стальная, тип прокладки - канальная, год постройки - 1996);
- участок сопутствующего дренажа (от ТКД3-15 до дренажного колодца ДК у здания (D=150 мм (асбестоцементные), L=44 м, тип прокладки - подземная);
- участок сопутствующего дренажа (от ТКД3-15 до дренажного колодца ДК 4 (D=150 мм (асбестоцементные), L=1,5 м, тип прокладки - подземная);
- участок сопутствующего дренажа (от ТКД3-15 до дренажного колодца ДК 5 (D=150 мм (асбестоцементные), L=1 м, тип прокладки - подземная);
Так же истец просил обязать ответчика определить эксплуатирующую организацию указанных сетей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети" (далее - Тепловые сети), муниципальное унитарное предприятие Петрозаводские энергетические системы, публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - Компания), Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика".
Решением суда от 13.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.07.2019, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что спорные участки сетей находятся за границей наружной стены многоквартирного дома, собственники помещений которого не являются владельцами этих сетей и не должны нести обязанности по их содержанию и по оплате потерь. Товарищество полагает, что сети являются бесхозяйными, а потому иск подлежит удовлетворению.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить ее без удовлетворения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Товарищество создано в 1997 году во вновь построенном жилом доме 2 по ул. Древлянка в г. Петрозаводске.
Согласно проектной документации точкой подключения жилого дома 2 по ул. Древлянка к тепловым сетям, находящимся в настоящее время в ведении Тепловых сетей, является УТ-3 (в настоящее время ТКДЗ-15).
Участок тепловой сети от ТКДЗ-15 до жилого дома и сопутствующие дренажные сети обслуживают только спорный многоквартирный жилой дом.
Заказчиком строительства жилого дома и спорного участка тепловых сетей являлось закрытое акционерное общество "Монолит", которое в соответствии с актом от 30.09.1998 о готовности к постоянной эксплуатации ответвления к потребителю и теплового пункта обязалось осуществлять временную эксплуатацию указанного ответвления и теплового пункта. В акте указано, что границей ответственности по обслуживанию ответвления тепловой сети между теплоснабжающей организацией и потребителем является УТ-3.
Тепловую энергию в жилой дом поставляет Компания по договору теплоснабжения от 06.03.2015 N Т-271, заключенному с Товариществом.
В приложении N 2 к договору установлена граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по наружной поверхности стены УТ-3 (D=89; L=46), а в приложении N 6 - методика расчета потерь тепловой энергии.
Товарищество в 2011 и в 2018 годах обращалось в Администрацию с просьбой принять в муниципальную собственность спорные объекты коммунальной инфраструктуры, однако ему было отказано.
Ссылаясь на то, что собственники помещений многоквартирного жилого дома, не являясь владельцами наружных тепловых сетей, вынуждены нести расходы на их содержание и оплачивать потери тепловой энергии в наружных сетях, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали в удовлетворении требований, указав, что законодательство не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности собственников помещений дома инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации этого дома и находящихся за внешней границей его стен. Спорный участок сетей создан для обслуживания главной вещи - многоквартирного жилого дома, следует его судьбе, а потому имеет собственника.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, относится к вопросам местного значения городского округа.
Пунктами 4 и 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен в пункте 3 статьи 225 ГК РФ.
Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Таким образом, требование истца, утверждающего, что спорные сети не принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме, основано на положениях пункта 3 статьи 225 ГК РФ и части 6 статьи 15 Закон о теплоснабжении.
В то же время спор, рассматриваемый в данном деле, касается поставки коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, следовательно, в силу подпункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должен рассматриваться с учетом правовых норм, регулирующих жилищное законодательство.
Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за коммунальные услуги (в том числе за отопление и горячее водоснабжение) исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры (часть 1 статьи 157 ЖК РФ, раздел VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354).
По общему правилу, вытекающему из части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Исходя из пунктов 40, 63, 64 Правил N 354, части 6.2 ЖК РФ Товарищество как исполнитель коммунальных услуг получает плату за коммунальные услуги и рассчитывается за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, обязанность по содержанию спорных сетей предопределяется принадлежностью этих сетей. По смыслу приведенных правовых норм правомочия Товарищества как исполнителя услуг в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме. Товарищество не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества.
Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
Вывод судов о необоснованности требования Товарищества основан в том числе на содержании акта разграничения балансовой принадлежности.
Между тем, при исследовании данного акта разграничения балансовой принадлежности, исходя из положений пункта 8 Правил N 491, судам следовало установить, имеются ли предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для установления границы балансовой принадлежности по сетям теплоснабжения за пределами внешней границы стены многоквартирного дома, в том числе имелось ли предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 волеизъявление управомоченных собственников помещений в многоквартирном доме на определение состава общего имущества многоквартирного дома.
Кроме того, судами не устанавливались обстоятельства, связанные с передачей спорных сетей застройщиком собственникам. При этом следует отметить, что передача застройщиком тепловой сети Товариществу не дает оснований полагать, что ее собственником стали жильцы многоквартирного дома.
Без установления обстоятельств, связанных с надлежащим подтверждением собственниками помещений в многоквартирном доме нахождения спорного участка тепловой сети и дренажной сети в составе общедомового имущества, законных оснований для отказа Товариществу в иске не имелось.
Поскольку судами было допущено нарушение норм материального права, регулирующих порядок отнесения участка тепловых и дренажных сетей к общему имуществу многоквартирного дома, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, а также то, что в соответствии с пунктом 7 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83) органам местного самоуправления рекомендовано принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную собственность, установить значимые для разрешения спора обстоятельства, принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 по делу N А26-11975/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.