25 декабря 2019 г. |
Дело N А05-1823/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Северодвинский родильный дом" Михеевой О.М. (доверенность от 17.12.2019),
рассмотрев 23.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Северодвинский родильный дом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 по делу N А05-1823/2019,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Северодвинский родильный дом", адрес: 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Ломоносова, д. 54, ОГРН 1022900841754, ИНН 2902037475 (далее - Роддом), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, пр. Чумбарова-Лучинского, д. 39, корп. 1, ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086 (далее - Фонд), от 15.11.2018 N 12/67 использования средств, направленных на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) от 15.11.2018 N 12/67 с сообщением о результатах рассмотрения разногласий от 29.11.2018 N 4218/01-17 в части признания нецелевыми 41 751 руб. расходов на обучение по программе ординатуры за счет средств ОМС, а также признании незаконным требования о перечислении указанной суммы на лицевой счет Фонда вместе со штрафом в размере 10% от суммы нецелевого использования денежных средств.
Решением суда от 05.06.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Роддом, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, обучение по программе ординатуры может быть оплачено за счет за счет средств ОМС; суды не дали оценку формулировке, содержащейся в Тарифном соглашении о том, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи включаются расходы на оплату услуг по обучению на курсах подготовки специалистов. По мнению Роддома, ординатура является курсом подготовки специалистов и как вид обучения, упомянутый в Тарифном соглашении, может быть оплачен за средств ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Фонда поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Неявка представителя Фонда в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Роддома поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной плановой проверки Роддома по вопросу использования средств за период с 01.01.2016 по 31.12.2017, направленных на реализацию территориальной программы ОМС, Фонд выявил нарушения раздела 8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 27.12.2016 N 533-пп, раздела 3 Тарифного соглашения в сфере ОМС Архангельской области на 2017 год и на плановый 2018 и 2019 годов, а также расходование 41 751 руб. на обучение по программе ординатуры, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, что является нецелевым использованием средств ОМС.
По данному факту Фонд 15.11.2018 составил акт проверки N 12/67.
Не согласившись с выводами, изложенными в указанном акте проверки, Роддом 20.11.2018 направил Фонду возражения N 1166.
Поскольку возражения на акт проверки не приняты Фондом во внимание, Роддом обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что структура тарифа на оплату медицинской помощи не включает в себя расходы, связанные с получением высшего образования за счет средств ОМС, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Осуществление контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями производится территориальным фондом в порядке, предусмотренном приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере ОМС территориальными фондами ОМС" (далее - Положение N 73).
В соответствии с пунктом 15 Положения N 73 проверке в составе прочего подлежат направление использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС (пункт 17 Положения) и соблюдения требования ведения раздельного учета по операциям со средствами ОМС (пункт 16 Положения).
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому подлежат использованию строго в соответствии с их целевым назначением.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1403 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 N 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Постановлением Правительства Архангельской области от 27.12.2016 N 533-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Территориальная программа).
Территориальной программой установлено, что за счет средств ОМС компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением.
Разделом VIII Территориальной программы на 2017 год, разделом III Тарифного соглашения на 2017 год установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно таблице 1 раздела III Тарифного соглашения на 2017 год расходы на оплату прочих услуг включают экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы медицинской организации на оплату услуг, необходимых медицинской организации для оказания медицинской помощи, по договорам на оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225, в том числе расходы на оплату услуг по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи КОСГУ 221-225, в том числе услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов.
Частью 1 статьи 82 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) предусмотрено, что подготовка медицинских работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования: образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования, дополнительных профессиональных программ.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона N 273-ФЗ образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена), образовательные программы высшего образования (в том числе программы ординатуры) относятся к основным профессиональным образовательным программам.
Программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 273-ФЗ отнесены к дополнительным профессиональным программам.
Таким образом, программы ординатуры относятся к образовательным программам высшего образования и не являются курсами повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов.
Суды установили, что в проверяемом периоде Роддомом произведено расходование 41 751 руб. средств ОМС на оплату обучения Потяркиной М.И. по образовательной программе высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации) в ординатуре по специальности "Акушерство и гинекология" по контракту от 21.08.2017 N 2017081 ЗК, заключенному с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Северный государственный медицинский университете" Министерства здравоохранения Российской Федерации. При этом в проверяемый период Потяркина М.И. не состояла в штате Роддома, трудовой договор с ней не был заключен.
Поскольку данный вид расходов не относится к подстатье 226 "Прочие услуги", структура тарифа на оплату медицинской помощи не включает в себя расходы, связанные с получением высшего образования за счет средств ОМС, нормы действующего законодательства, в том числе осуществляющего правовое регулирование ОМС, не содержат положений о том, что профессиональное образование (высшее, включая обучение в ординатуре) должно оплачиваться за счет средств ОМС, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оплата Роддомом 41 751 руб. на обучение по программе ординатуры за счет средств ОМС является их нецелевым использованием.
Довод кассационной жалобы о том, что в структуру тарифа включены расходы на оплату услуг, необходимых медицинской организации для оказания медицинской помощи, в том числе расходы по подготовке специалистов, был предметом рассмотрения судов двух инстанций, получил надлежащую правовую оценку.
Выводы судов соответствуют материалам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 по делу N А05-1823/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Северодвинский родильный дом" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.