25 декабря 2019 г. |
Дело N А56-31157/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дайкон" Степановой А.В. (доверенность от 01.10.2019), от Выборгской таможни Черемисиновой Л.Б. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 23.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дайкон" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А56-31157/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дайкон", адрес: 690035, Приморский край, г. Владивосток, ул. Калинина, д. 42, оф. 209, ОГРН 1142537007975, ИНН 2537110869 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Выборгской таможни, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Таможенный проезд, д. 6, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710 (далее - Таможня), по приостановлению выпуска товаров, продлению сроков выпуска товаров, проведению таможенного досмотра, отбору проб и образцов товара, проведению дополнительной проверки, запросу документов и сведений, выставлению требования о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей, выпуску товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей, получению денежного залога, проведению таможенной экспертизы товаров за период с 23.01.2019 по 29.01.2019 по таможенной декларации (далее - ДТ) N 10206100/291218/0013360.
Решением суда от 16.05.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, у Таможни отсутствовали основания для приостановления выпуска товаров, продления сроков выпуска товаров для запроса сведений и документов, поскольку ранее Общество вместе с ДТ представляло техническую документацию на товар для проверки сведений о коде по единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД), при этом таможенный досмотр от 23.01.2019 показал соответствие сведений о товаре, указанных в ДТ; кроме того, ранее Общество уже декларировало товары, аналогичные заявленным в спорной ДТ, которые прошли таможенный контроль и досмотр, по результатам которого профильный риск не был выявлен.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество 29.12.2018 направило в Выборгский таможенный пост Таможни предварительную таможенную декларацию N 10206080/291218/0013360. Уведомление о прибытии товарной партии по данной ДТ поступило на таможенный пост 23.01.2019.
Таможня 23.01.2019 на основании целевого профиля риска ПР N 20/10206/23012019/14782 (1), предусматривающего проведение таможенного досмотра товаров, отбор проб и (или) образцов товаров, таможенную экспертизу товаров, приняла решение о проведении таможенного досмотра товара и направила Обществу уведомление о проведении таможенного досмотра.
В ходе проведения контроля достоверности заявленных Обществом сведений о характеристиках декларируемых товаров, правильности классификации товара по коду ТН ВЭД, Таможня в рамках целевого профиля риска 24.01.2019 приняла решение N 10206080/240119/ДВ/000001 о назначении таможенной экспертизы с отбором проб и образцов товаров, а также запросила документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.
В связи с необходимостью завершения начатого таможенного досмотра срок выпуска товара по спорной ДТ в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 119 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) продлен до 02.02.2019; Обществу 24.01.2019 направлено уведомление N 1 о продлении срока выпуска товара.
По окончании таможенного досмотра уполномоченным должностным лицом Выборгского таможенного поста Таможни 25.01.2019 выставлено требование о внесении изменений (дополнений) в спорную ДТ в части изменения весовых характеристик товара; декларанту направлено уведомление о продлении срока выпуска товара на время необходимое декларанту для выполнения требования таможенного органа об изменении сведений заявленных в ДТ до 02.02.2019. Также 25.01.2019 Обществу направлен запрос о предоставлении объяснений о сведениях, заявленных в ДТ, в связи с наличием на дисках сколов, царапин, вмятин, ржавчины.
Общество 29.01.2019 представило Таможне запрашиваемые документы и уведомление о выпуске товара по спорной ДТ под обеспечение уплаты таможенных платежей в виде денежного залога.
Таможня 29.01.2019, оформив таможенную расписку N 10206080/290119/ЭР-0205350 и зарезервировав денежные средства, приняла решение о выпуске товара с особенностями, предусмотренными статьей 122 ТК ЕАЭС.
Считая действия Таможни по приостановлению выпуска товаров за период с 23.01.2019 по 29.01.2019, продлению сроков выпуска товаров, проведению таможенного досмотра, отбору проб и образцов товара, проведению дополнительной проверки, запросу документов и сведений, выставлению требования о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей, выпуску товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей, получению денежного залога и проведению таможенной экспертизы товаров неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, не усмотрев в действиях Таможни нарушений таможенного законодательства, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с этим Кодексом.
Положениями пунктов 1- 4 статьи 310 ТК ЕАЭС установлено проведение таможенными органами таможенного контроля в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных этим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Порядок проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, определяется ТК ЕАСЭ, а в части, не урегулированной им, или в предусмотренных им случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочных объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Управление рисками - систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления (абзац 10 статьи 376 ТК ЕАЭС).
Процесс управления рисками таможенными органами включает в себя: сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров; оценку риска; описание индикатора риска; определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер; разработку и утверждение профилей рисков; выбор объектов таможенного контроля; применение мер по минимизации рисков; анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков (пункт 1 статьи 377 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 3 статьи 314 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) тактика применения таможенными органами системы управления рисками определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если такая информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации (статья 315 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии со статьей 224 Закона N 289-ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют формы таможенного контроля, установленные статьей 322 ТК ЕАЭС.
В силу статьи 322 ТК ЕАЭС одними из форм таможенного контроля являются таможенный досмотр, получение объяснений и проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.
В соответствии с частью 1 статьи 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль (часть 2 статьи 328 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 338 ТК ЕЭАС к мерам, обеспечивающими проведение таможенного контроля, относятся проведение устного опроса; запрос, требование и получение документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля; назначение проведения таможенной экспертизы, отбор проб и (или) образцов товара.
Суды, установив, что при проведении таможенного контроля товаров по спорной ДТ Таможней выявлен риск возможного несоблюдения таможенного законодательства, пришли к выводу об отсутствии в действиях Таможни нарушений таможенного законодательства при принятии оспариваемых Обществом решений (действий) таможенного органа. Оспариваемые решения (действия) Таможни приняты в рамках полномочий, целей и задач таможенного контроля.
Довод кассационной жалобы о том, что Общество уже декларировало товары, аналогичные заявленным в спорной ДТ, и в результате их таможенного контроля не был выявлен профиль риска, отклоняется, поскольку результаты предыдущего таможенного контроля аналогичного товара не освобождают участника внешнеэкономической деятельности от проведения в отношении него таможенного контроля с применением тех форм таможенного контроля, которые необходимы для подтверждения соответствия заявленных им сведений в декларации на товары, а также предоставления документов и сведений.
Выводы судов не противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А56-31157/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дайкон" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.