24 декабря 2019 г. |
Дело N А44-4787/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н.,
рассмотрев 24.12.2019 кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Новгородской области от 31.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А44-4787/2019,
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное), адрес: 174401, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Софьи Перовской, д. 78, ОГРН 1025300989570, ИНН 5320015380 (далее - Пенсионный фонд), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Боровичская центральная районная больница", адрес: 174406, Новгородская обл., Боровичский р-н, г. Боровичи, площадь 1 мая, д. 2а, ОГРН 1195321001919, ИНН 5320028090 (далее - Учреждение), о взыскании задолженности по уплате финансовой санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-М октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в размере 1500 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда Новгородской области от 31.07.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд, не согласившись с выводами судов, обратился с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационной жалобы и возражений относительно кассационной жалобы суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае Пенсионный фонд ссылается в своей кассационной жалобе на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального и процессуального права, в связи с чем просит отменить решение суда первой инстанции от 31.07.2019 и постановление апелляционного суда от 22.10.2019 и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, судами первой и апелляционной инстанций необоснованно не учтено, что в случае, если страхователь представил сведения по форме СЗВ-М не на всех застрахованных лиц и впоследствии, уже по истечении установленного срока, представил сведения по типу "дополняющие" на застрахованных лиц, на которых ранее сведения не предоставлялись, то применение финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), не может быть признано неправомерным.
Законность обжалуемых судебных актов, принятых по настоящему делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Учреждение представило в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходные):
- 14.11.2018 за октябрь 2018 года в отношении 869 застрахованных лиц,
- 07.12.2018 за ноябрь 2018 года в отношении 867 застрахованных лиц,
- 13.01.2019 за декабрь 2018 года в отношении 864 застрахованных лиц.
Впоследствии, выявив ошибки в ранее представленных сведениях, Учреждение 24.01.2019 представило в Пенсионный фонд дополняющие сведения по форме СЗВ-М за названные отчетные периоды в отношении еще одного застрахованного лица за перечисленные отчетные периоды, которые не были указаны в исходных сведениях.
Пенсионным фондом проведена проверка с целью контроля правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления Учреждением сведений индивидуального учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. По результатам проверки Пенсионным фондом составлены акты от 24.01.2019 N 063S18190000272, 063S18190000273 и 063S18190000274, согласно которым дополняющие сведения по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года в отношении одного застрахованного лица представлены Учреждением после истечения предусмотренного законом срока.
Пенсионный фонд принял решения от 21.02.2019 N 063S19190000687, 063S19190000688 и 063S19190000689 о привлечении Учреждения к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций на общую сумму 1500 руб.
В связи с неисполнением Учреждением обязанности по уплате финансовых санкций Пенсионный фонд направил в его адрес требования от 15.03.2019 N 063S01190001736, 063S01190001737 и 063S01190001738 об уплате штрафов в добровольном порядке в срок до 02.04.2019.
Поскольку Учреждение в добровольном порядке указанные требования не исполнило, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда Новгородской области от 16.05.2019 по делу N А44-4220/2019 Пенсионному фонду отказано в выдаче судебного приказа, поскольку в рассматриваемом случае судом установлено наличие спора о праве, в связи с чем Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, основываясь на том, что самостоятельное выявление Учреждением ошибок в сведениях индивидуального персонифицированного учета, которые страхователь откорректировал путем предоставления дополнительных сведений за спорные периоды до их обнаружения Пенсионным фондом, позволяет не применять к Учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает выводы судов соответствующими нормам материального права и не нарушающими охраняемые законом публичные интересы.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ первоначальные сведения по форме СЗВ-М за каждый из спорных отчетных периодов 2018 года (исходные) представлены Учреждением в установленные законом сроки.
В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибку в указанных сведениях, страхователь направил в Пенсионный фонд сведения СЗВ-М по форме "дополняющая" за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года на еще одно застрахованное лицо, не отраженные в исходных сведениях.
Неполноты и (или) недостоверности в отношении указанных дополняющих сведений Учреждением не допущено.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, а также статьи 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом Российской Федерации, и представить в Пенсионный фонд Российской Федерации достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В силу пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В данном случае Учреждение, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды, откорректировав их путем представления дополнительных сведений, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции исключает применение к Учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации органами, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция, правомерно примененная судами к обстоятельствам настоящего дела, изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.
Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания допущенному нарушению, а также исходя из презумпции невиновности, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Пенсионному фонду во взыскании с Учреждения финансовых санкций.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне с соблюдением норм материального и процессуального права, суд округа считает кассационную жалобу Пенсионного фонда не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 31.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2019 по делу N А44-4787/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Судья |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.