25 декабря 2019 г. |
Дело N А42-656/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" Недоборовского В.В. (доверенность от 07.03.2019 N 7),
рассмотрев 18.12.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 по делу N А42-656/2019,
установил:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", адрес: 115432, Москва, 4062-й Проектируемый проезд, д. 6, стр. 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075, в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт", адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Коминтерна, д. 5 (далее - Общество, АО "АтомЭнергоСбыт"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281 (далее - Инспекция), от 28.12.2018 N 1190/36.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 15.04.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы настаивает на том, что в связи с отсутствием договора ресурсоснабжения, заключенного с исполнителем коммунальных услуг - обществом с ограниченной ответственностью "МУЖСК" (далее - ООО"МУЖСК"), Общество являлось ресурсоснабжающей организацией, выполнявшей функции исполнителя коммунальных услуг в период с сентября 2015 года по январь 2016 года, и в связи с этим правомерно произвело перерасчет платы за коммунальные услуги в соответствии с формулой 12 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В судебном заседании представитель АО "АтомЭнергоСбыт" поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 12.12.2018 N 2449 с целью проверки многочисленных обращений граждан, проживающих в жилищном фонде, находящемся в управлении ООО "МУЖСК", сотрудниками Инспекции проведена внеплановая документарная проверка по вопросу выполненного АО "АтомЭнергоСбыт" перерасчета платы за электроснабжение на общедомовые нужды за период с сентября 2015 года по январь 2016 года для жителей многоквартирных домов, расположенных в г. Мурманске по адресам: Кольский пр., дома N 100, 41, 47, 60, 80, 101, 5, 102, 160, 62, 76; Молодежный проезд, дома N 11, 6, 8; ул. Зои Космодемьянской, дома N 14 стр. /14, 15 корп. 3, 17 корп. 2, 21, 22, 26 стр. /26, 27 стр. /27, 33, 34, 36, 4; Морская ул., дома N 1, 3, 5, 7; ул. Олега Кошевого, дома N 16 корп. 1, 16 корп. 2, 18, 4; пр. Кирова, дома N 25, 33; ул. Алексея Генералова, дом N 13; ул. Баумана, дом N 2; ул. Капитана Пономарева, дома N 1/16, 11, 9 корп. 4; ул. Ломоносова, дома N 15, 17 корп. 2, 2, 7 корп. 2; Ледокольный проезд, дом N 31; ул. Героев Рыбачьего, дома N 13, 18, 26, 29, 9, 44, 65; Первомайская ул., дом 18; ул. Фадеев Ручей, дом N 24; ул. Шевченко, дома N 11а, 24, 7а; проезд Михаила Бабикова, дома N 11, 4; ул. Капитана Копытова, дом N 6; ул. Крупской, дом N 36; ул. Капитана Орликовой, дома N 23, 26, 30, 34, 58; ул. Полярный круг, дома N 11, 12; Зеленая ул., дома N 32, 34, 82 (далее - МКД).
В ходе проверки установлено, что с сентября 2015 года по декабрь 2016 года АО "АтомЭнергоСбыт", являющееся гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Мурманской области, осуществило поставку электроэнергии в МКД, а в октябре 2018 года за указанный выше период выполнило перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды для жителей МКД в соответствии с формулой 12 Приложения N 2 к Правилам N 354 (акт проверки от 28.12.2018 N 2511).
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о нарушении АО "АтомЭнергоСбыт" пункта 44 Правил N 354 в части проведенного и предъявленного в платежных документах за октябрь 2018 года перерасчета оплаты электроэнергии на общедомовые нужды за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года.
Предписанием от 28.12.2018 N 1190/36 Инспекция обязала АО "АтомЭнергоСбыт" в срок до 01.02.2019 устранить выявленные нарушения Правил N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установив обстоятельства дела, суды двух инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого предписания Инспекции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу АО "АтомЭнергоСбыт" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с положениями пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения.
В силу пункта 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели и собственники жилых помещений плату за содержание жилого помещения (включающую в себя в том числе плату за электроэнергию, потребляемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме) вносят управляющей организации.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В пункте 44 Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 указанных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, закрепленный в пункте 44 Правил N 354 порядок, как верно указали суды, фактически сводится к тому, что полностью распределить между собственниками помещений объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.
В данном случае собственниками помещений в МКД не было принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
С 30.06.2016 в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" редакция пункта 44 Правил N 354 изменена.
В пункте 44 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603) законодатель прямо запретил распределять объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды и превышающий объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, на потребителей коммунальной услуги, за исключением случая, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Таким образом, лицо, которое оплачивает объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, является исполнитель коммунальных услуг, который производит такую оплату за счет собственных средств.
Отнесение на собственников помещений в МКД сверхнормативного потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды и предъявление им соответствующей платы в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии АО "АтомЭнергоСбыт" оснований для спорного перерасчета платы за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды МКД.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 по делу А42-656/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.