16 января 2020 г. |
Дело N А56-11777/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гаркуши Н.Н. (доверенность от 26.12.2018),
рассмотрев 15.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А56-11777/2019,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга, адрес: 191028, Санкт-Петербург, Фурштатская ул., д. 5, ОГРН 1037804016546, ИНН 7802196329 (далее - Фонд), от 06.11.2019 N 202V12180001436 (далее - решение) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания 10 201 816 руб. 25 коп. недоимки, 903 252 руб. 02 коп. пеней, 2 041 017 руб. 43 коп. штрафа за не начисление страховых взносов на частичную компенсацию затрат работников: на занятия физической культурой и спортом; на стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников; на выплату пособия по уходу за ребенком до трех лет сверх установленного законодательством Российской Федерации; на выплату выходного пособия сверх предусмотренного законодательством в связи с увольнением работника по сокращению штатов; на выплату единовременного поощрения работникам при увольнении впервые из Общества в связи с выходом на пенсию; на компенсацию расходов по найму жилого помещения; на денежную компенсацию за задержку заработной платы.
Решением суда первой инстанции от 08.04.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.07.2019, заявленные требования Общества полностью удовлетворены: решение Фонда в оспариваемой части признано недействительным. Кроме того, с Фонда в пользу Общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 08.04.2019 и постановление от 23.07.2019 и принять новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, выявленные в ходе проверки суммы, которые выплачивались Обществом в пользу работников в рамках трудовых отношений, входят в систему оплаты труда, и соответственно, подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов на общих основаниях. При этом Фонд особо обращает внимание на то, что судами неправомерно признано не соответствующим закону оспариваемое решение по эпизодам обложения страховыми взносами выходного пособия работникам Общества при увольнении впервые в связи с выходом на пенсию и выходного пособия сверх предусмотренного законодательством в связи с увольнением работника по сокращению штатов (пункты 6 и 7 оспариваемого решения), выплаты которых превышали предел, установленный подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Определением суда кассационной инстанции от 18.12.2019 рассмотрение жалобы в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) откладывалось на 15.01.2020 на 09 час. 55 мин. В указанное время рассмотрение жалобы продолжено в прежнем судебном составе.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения судом кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом в период с 06.08.2018 по 31.08.2018 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом по месту нахождения административно-хозяйственного центра - структурное подразделение Октябрьской железной дороги (филиал ОАО "РЖД") страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 04.10.2018 N 202V10180002062 и с учетом представленного Обществом протокола разногласий от 23.10.21018 N С-З ОЦОУ-3/739/233 принято оспариваемое решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде наложения штрафа в размере 2 041 017 руб. 43 коп.
Согласно указанному решению Общество в нарушение требований статей 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ в период с 01.01.2015 по 31.12.2016 занизило базу для начисления страховых взносов на общую сумму 48 451 745 руб. 18 коп., в связи с чем страхователю предложено в добровольном порядке уплатить 10 201 816 руб. 25 коп. недоимки по страховым взносам и 903 252 руб. 02 коп. пеней за не начисление страховых взносов на частичную компенсацию затрат работников на занятия физической культурой и спортом, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников, выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет сверх установленного законодательством Российской Федерации, выплату единовременного поощрения работникам при увольнении впервые в связи с выходом на пенсию, на денежную компенсацию за задержку заработной платы, выплату компенсации расходов по временному найму жилого помещения, выплату выходного пособия сверх предусмотренного законодательством в связи с увольнением работника по сокращению штатов.
Не согласившись с решением Фонда в указанной части, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в указанной части недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая решение Фонда в оспариваемой части незаконным и не соответствующим нормам действующего законодательства, исходили из того, что спорные выплаты носили социальный характер, не были связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей и не представляли собой оплату их труда.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Как правильно указали суды, само по себе наличие между работодателем и его работниками трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты, произведенные страхователем непосредственно работникам либо в их интересах иным лицам, представляют собой оплату труда и подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Законодательным актом, определяющим понятие "трудовые отношения", является Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно статье 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются такие отношения, которые основаны на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Под платой за выполнение работником трудовой функции согласно статье 129 ТК РФ понимается заработная плата, которая представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также полагающиеся работнику компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
Судами обеих инстанций установлено, что частичная компенсация затрат работника на занятия физической культурой и спортом, частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников, ежемесячная выплата работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, единовременное поощрение работникам при увольнении впервые из ОАО "РЖД" в связи с выходом на пенсию, денежная компенсация расходов по найму жилого помещения произведены на основании положений пунктов 5.1.3, 5.2.7, 5.3.3., 5.3.4 и 5.3.8 Коллективного договора на 2014-2016 годы, которыми предусмотрены обязательства работодателя сверх законодательства Российской Федерации (индивидуальный социальный пакет, материальная помощь и иные дополнительные выплаты, адресная корпоративная поддержка).
Коллективный договор заключен между Обществом и его работниками в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая бы способствовала стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально-трудовых прав и гарантий, реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы по смыслу статьи 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, основанные на Коллективном договоре, производятся в соответствии с трудовым законодательством, в связи с чем их следует рассматривать как выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, а потому подлежащие освобождению от обложения страховыми взносами.
Следовательно, у Фонда не имелось оснований для включения спорных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и штрафных санкций.
Согласно доводам жалобы Фонда с 01.01.2015 подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлен предел не подлежащих обложению страховыми взносами всех видов установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, ограниченный лишь теми суммами выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, которые не превышают в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В этой связи Фонд считает, что произведенные Обществом в период с 2015 по 2016 года выплаты единовременного поощрения работникам при увольнении их впервые в связи с выходом на пенсию в размере, превышающем указанный предел, подлежали обложению страховыми взносами.
Между тем подателем жалобы не учитывается, что статья 178 ТК РФ, устанавливающая гарантии и компенсаций в виде выплаты выходного пособия для работников, подлежащих увольнению по определенным в этой статье основаниям, не предусматривает выплату такого пособия для лиц, увольняющихся по собственному желанию в связи с уходом на пенсию.
Часть 4 указанной статьи Кодекса позволяет работодателю определять, в том числе и Коллективным договором, другие случаи выходных пособий, а также устанавливать повышенные размеры выходных пособий.
Однако из оспариваемого решения Фонда не следует, что единовременное поощрение за добросовестный труд в зависимости от стажа работы в компании и в организациях федерального железнодорожного транспорта лицам, уволенным по собственному желанию из Общества впервые в связи с выходом на пенсию независимо от возраста, в том числе по инвалидности 1 и 2 группы, которое установлено пунктом 5.3.4 Коллективного договора, определено именно в качестве выходного пособия, а не выплаты социального характера.
Согласно подпункту "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2015) для выплат, связанных с увольнением работников, но не относящихся к выходному пособию и среднему месячному заработку на период трудоустройства, предел, не облагаемый страховыми взносами, не устанавливался, а поэтому у ответчика не имелось правовых оснований для распространения установленных в этой норме ограничений на любые выплаты, произведенные Обществом при увольнении сотрудников на основании Коллективного договора.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также заявленные сторонами доводы по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что Фонд не имел законных оснований для включения спорных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также для начисления пеней и штрафных санкций.
Выводы судов в данной части не противоречат нормам материального права.
Вместе с тем по эпизоду, связанному с доначислением страховых взносов, пеней и штрафа в связи с не включением страхователем в базу для начисления страховых взносов сумм выплат выходного пособия сверх предусмотренного законодательством, произведенных Обществом работнику при его увольнении по сокращению штатов (пункт 6 оспариваемого решения), судами необоснованно не принято во внимание следующее.
Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", вступившим в силу с 01.01.2015, в подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ действительно внесены изменения, согласно которым не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением: компенсации за неиспользованный отпуск; суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
Таким образом, в силу приведенной нормы освобождение от обложения страховыми взносами выплат выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, в том числе установленных в коллективных договорах, с 01.01.2015 поставлено в зависимость от сумм таких выплат, которые не должны превышать в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно подпункту "В" подпункта 5.2.1 пункта 5.2 Коллективного договора, действующего в Обществе в проверяемый период, работникам при увольнении по сокращению штатов выплачивается сверх предусмотренного законодательством Российской Федерации выходное пособие в размере 2 300 руб. за каждый проработанный год в данной организации.
Однако судами при разрешении дела в отношении произведенных сотруднику Мурманского хозяйственного отдела Тришковой Т.А. в 2016 году выплат, связанных с увольнением этого работника по сокращению штатов, не принято во внимание действующее в этот период правовое регулирование и не исследованы изложенные в оспариваемом решении выводы Фонда о том, что сумма произведенных указанному сотруднику выплат по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ и коллективному договору превысила в целом ограничения, обусловленные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ для освобождения этих выплат от обложения страховыми взносами.
Поскольку в этой части дело рассмотрено судебными инстанциями по неполно исследованным доказательствам, имеющим существенное правовое значение для правильного разрешения спора, принятые по делу судебные акты в части удовлетворения заявления по указанному эпизоду и распределения судебных расходов по делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит с учетом правовой позиции суда кассационной инстанции и на основании полного и всестороннего исследования материалов дела по правилам статьи 71 АПК РФ, дать правовую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам и доводам сторон в отмененной части, после чего исходя из установленных фактических обстоятельств дела и при правильном применении норм материального и процессуального права - принять в этой части законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
В остальной части судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А56-11777/2019 отменить в части признания недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе Санкт-Петербурга от 06.11.2019 N 202V12180001436 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания соответствующей недоимки, пеней, штрафа за не начисление страховых взносов на частичную компенсацию затрат по выплате выходного пособия сверх предусмотренного законодательством в связи с увольнением работника по сокращению штатов.
В этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.