17 января 2020 г. |
Дело N А56-106155/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лесник" Камбарова Д.В. (доверенность от 17.10.2018), от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области Калмыковой Е.С. (доверенность от 14.03.2017),
рассмотрев 15.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесник" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу N А56-106155/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лесник", адрес: 188765, Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос. Мельниково, ул. Балаханова, д. 9, ОГРН 1094712000063, ИНН 4712127558 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приозерском районе Ленинградской области, адрес: 188760, Ленинградская обл., г. Приозерск, ул. Ленина, д. 15А, ОГРН 1024701646750, ИНН 4712013448 (далее - Управление), от 19.04.2018 N 257V12180000095 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение) в части начисления 213 901 руб. 87 коп. недоимки в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за период с 30.10.2014 по 31.12.2016, а также 28 956 руб. 27 коп. пеней за период с 30.10.2014 по 31.12.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение).
Решением суда первой инстанции от 30.01.2019 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 26.06.2019 решение от 30.01.2019 отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу полностью отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 26.06.2019 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 30.01.2019, принятое по настоящему делу.
По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах с вредными условиями труда, а именно работающим на должности - вальщик леса, обрубщик сучьев, лесоруб, тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса, не подлежали начислению страховые взносы по дополнительному тарифу, поскольку указанные работники были заняты на данных видах работ менее 80 процентов рабочего времени.
В отзывах на кассационную жалобу Управление и Отделение просят оставить обжалуемое постановление апелляционного суда от 26.06.2019 без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Управления - свои возражении на них.
Отделение, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления апелляционного суда от 26.06.2019 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением в период с 05.10.2017 по 21.12.2017 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой составлен акт от 12.02.2018 N 257V10180000069, и с учетом возражений Общества вынесено оспариваемое решение.
Основанием для принятия указанного решения послужил, в том числе, вывод Управления о том, что Обществом в проверяемый период в нарушение положений частей 2 и 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) не осуществлено начисление страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении работников, работающих на должностях: вальщик леса, обрубщик сучьев, лесоруб, тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса.
Указанным решением Общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 39 980 руб. 31 коп.
Кроме того, Обществу предложено в добровольном порядке уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 265 334 руб. 55 коп., а также 42 744 руб. 49 коп. пеней.
Не согласившись с решением Управления, Общество обжаловало его в Отделение. Отделение по результатам рассмотрения жалобы Общества приняло решение от 05.06.2018 N 13, которым оставила жалобу без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением Управления, Общество оспорило его в части в арбитражном суде.
Суд первой инстанции признал решение Управления в части доначисления 213 901 руб. 87 коп. недоимки и начисления 28 956 руб. 27 коп. пеней недействительным, поскольку посчитал недоказанной Управлением занятость работников Общества по должностям, связанным с вредными условиями труда, свыше 80 процентов рабочего времени, дающим им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости..
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, указал на ошибочность его выводов, установив, что Общество независимо от частичной занятости работников на должностях, связанным с вредными условиями труда в силу закона обязано было уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления от 26.06.2019 исходя из следующего.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для данных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), применяются с 01.01.2013 следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: в 2013 году - 2 процента, в 2014 году - 4 процента, в 2015 году и в последующие годы - 6 процентов.
В силу части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 данной статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются иные поименованные в данной части статьи дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе по допустимому классу условий труда (2 подкласс условий труда) - 0,0 процента; по оптимальному классу условий труда (1 подкласс условий труда) - 0,0 процента. Также в указанной части статьи 58.3 приведены ставки дополнительного тарифа страхового взноса для опасного и вредного условий труда в зависимости от подклассов.
При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона; далее Закон N 167-ФЗ) и частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными.
Таким образом, если по результатам аттестации рабочих мест работников на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, условия труда признаны допустимыми, плательщики должны применять тарифы, установленные частью 1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Процедура аттестации в спорный период регламентировалась Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
В рассматриваемом случае основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод Управления о том, что Общество должно было уплачивать дополнительные страховые взносы в соответствии с частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, поскольку условия труда работников по специальностям "вальщик леса, тракторист, лесоруб, обрубщик сучьев", включенных в список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 N 273 (далее - Список N 273), дает право на пенсию по старости на льготных условиях в связи с особыми условиями труда.
Как предусмотрено частью 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Закона N 426-ФЗ).
При этом частью 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Закона N 421-ФЗ).
Следовательно, страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.
Из материалов дела следует, что Общество провело частичную аттестацию рабочих мест в 2014 году.
Согласно результатам специальной оценки условий труда от 30.10.2014 на профессии "вальщик леса, лесоруб, тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса" установлен вредный класс условий труда (подклассы 3,1 и 3,2).
Результаты специальной оценки условий труда на обрубщиков сучьев в проверяемый период (с 2014 по 2016 года) отсутствуют.
Учитывая, что должности "вальщик леса, лесоруб, тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса, обрубщик сучьев" включены в Список N 273, а работники Общества в спорный период были заняты на данных должностях при том, что по итогам аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда работникам "вальщик леса, лесоруб, тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса" установлен вредный класс условий труда (подклассы 3.1, 3,2), а в отношении обрубщика сучьев специальная оценка условий труда не проводилась, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у страхователя обязанности начислять и уплачивать в силу частей 1, 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу указанных работников.
Указанный вывод апелляционного суда, подтвержденный имеющимися в материалах дела доказательствами, Обществом в доводах кассационной жалобы не опровергнут.
Податель жалобы, настаивающий на том, что режим занятости работников по должностям, связанным с вредными условиями труда, должен приниматься во внимание при определении обязанности страхователя по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, не учитывает отсутствие в Законе N 212-ФЗ каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), которые предполагали бы зависимость применения дополнительного тарифа от продолжительности рабочего времени (менее 80 процентов) указанных работников на соответствующих работах.
Страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
Так, в частности, принцип солидарности поколений реализуется посредством Закона N 167-ФЗ, статья 3 которого устанавливает, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации делится на солидарную и индивидуальную части. При этом солидарная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на выплату досрочных пенсий, а индивидуальная часть тарифа страховых взносов предназначена для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитывается на его индивидуальном лицевом счете в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), предназначены для общей системы формирования пенсий всем работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда.
Из положений статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) также следует, что дополнительный тариф страховых взносов, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на упомянутых видах работ.
Поэтому согласно положениям Законов N 212-ФЗ, N 167-ФЗ и N 27-ФЗ, дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение - обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Таким образом, с выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), работодатель обязан исчислять страховые взносы в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2018 N 309-КГ18-5069, включенном в Обзор практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018), и обоснованно учтена судами при разрешении данного дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что обязанность Общества по начислению в проверяемый период страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении работников, работающих на должностях: вальщик леса, обрубщик сучьев, лесоруб, тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса Управлением доказана, в связи с чем правомерно не усмотрел оснований для признания принятого им решения недействительным.
С учетом изложенного следует признать, что доводы Общества, приведенные в жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
Поскольку дело рассмотрено апелляционным судом полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены принятого по делу постановления от 26.06.2019.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 по делу N А56-106155/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесник" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.