23 января 2020 г. |
Дело N А21-6921/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.01.2020.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 21.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Добрино" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2019, определение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 по делу N А21-6921/2019,
установил:
Открытое акционерное общество "Добрино", адрес: 238323, Калининградская область, Гурьевский район, поселок Заречье, ОГРН 1023902299090, ИНН 3917016060 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Отделению по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение) о признании незаконными постановления от 25.02.2019 N 19-2623/3110-1 и решения от 24.04.2019 N ТУ-27-ЮЛ-19-2623/5020-1.
Решением суда первой инстанции от 09.07.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Определением суда первой инстанции от 09.07.2019 в удовлетворении ходатайства Общества об объединении дел в одно производство отказано.
Постановлением апелляционного суда от 08.10.2019 решение суда первой инстанции от 09.07.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение, определение и постановление судов отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в рамках осуществления контрольных мероприятий Северо-Западным главным управлением Центрального банка Российской Федерации (далее - Главное управление) было установлено, что 19.11.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о нахождении Общества в процессе реорганизации в форме преобразования (государственный регистрационный номер записи - 2183926611361).
В целях осуществления контроля и надзора за соблюдением Обществом требований законодательства Российской Федерации при проведении реорганизации Главное управление направило Обществу предписание о предоставлении документов от 05.12.2018 N Т2-50-3-12/53429 (далее - Предписание), в котором Обществу предписывалось в срок не позднее 15 календарных дней с даты получения настоящего предписания представить копию протокола общего собрания акционеров, на котором принято решение о реорганизации Общества путем преобразования. В случае если протокол общего собрания акционеров не содержит сведений о соблюдении установленного пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации порядка подтверждения решений, принятых общим собранием акционеров Общества, и состава лиц, присутствовавших при их принятии, необходимо также представить справку или иной документ, содержащий сведения о соблюдении указанного порядка. При этом сведения о соблюдении указанного порядка должны включать в себя наименование регистратора, осуществлявшего функции счетной комиссии, или фамилию, имя, отчество и наименование должности нотариуса, удостоверившего принятое решение (принятые решения).
Копию протокола об итогах голосования на общем собрали акционеров Общества, на котором принято решение о реорганизации (далее Общее собрание акционеров); копию списка лиц, имеющих право на участие в Общем собрании акционеров; сведения о представлении акционерами требований о выкупе акций в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208 "Об акционерных обществах" (с изменениями, далее - Закон N 208-ФЗ с приложением копий требований акционеров (при наличии); копии документов, подтверждающих исполнение Обществом обязанности по выплате денежных средств акционерам, предъявившим требования о выкупе акций в соответствии со статьями 75 и 76 Закона N 208-ФЗ; перечень лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в Общем собрании акционеров, не принимавших участие в Общем собрании акционеров и (или) в голосовании по вопросу о реорганизации Общества, или голосовавших "против" по данному вопросу (с указанием фамилии, имени, отчества физических лиц и (или) наименования юридических лиц).
Копии документов, подтверждающих соблюдение имущественных прав акционеров, которым не была предоставлена доля в создаваемом в результате реорганизации обществе, свидетельствующих о предоставлении таким акционерам иного эквивалента стоимости акций Общества, право собственности на которые у них либо их наследников прекращается после завершения процедуры реорганизации. В случае, если указанный эквивалент акционерам не предоставлялся (сделки не заключались) необходимо предоставить информацию об этом. Информация, указанная в данном пункте настоящего предписания, подлежит представлению в случае, если протоколом Общего собрания акционеров, предусмотрено, что доля создаваемом в результате реорганизации обществе предоставляется всем акционерам Общества.
Предписание в соответствии с уведомлением о вручении, было получено Обществом 18.12.2018 и должно было быть исполнено в срок не позднее 09.01.2019.
В связи с неисполнением Обществом предписания 18.02.2019 администроативным органом составлен протокол N ТУ-27-ЮЛИ9-2623/1020-1 об административном правонарушении (далее - протокол), предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в котором зафиксированы вышеуказанные обстоятельства.
Постановлением от 25.02.2019 Общество привлечено к административной ответственности по указанной квалификации в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обжаловало его вышестоящему должностному лицу, который решением от 24.04.2019 отказал в удовлетворении жалобы, не усмотрев к тому оснований.
Общество обжаловало постановление от 25.02.2019 и решение от 24.04.2019 административного органа в арбитражный суд.
Также Общество заявило ходатайство об объединении дела А21-6920/2019 с настоящим делом в одно производство для совместного рассмотрения.
Суд первой инстанции, исходя из того, что объединение дел приведет к затягиванию процесса, не обеспечит более быстрого его разрешения, в удовлетворении ходатайства отказал.
Также суд первой инстанции, исходя из того, что предписание до сих пор не исполнено, пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с чем в удовлетворении заявления Общества отказал.
Постановлением апелляционного суда от 08.10.2019 решение суда первой инстанции остановлено без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Право Банка России направлять эмитентам ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения, установлено пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ), статьей 76.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В данном случае суды двух инстанций констатировали факт неисполнения Обществом предписания от 05.12.2018 как в установленный срок, так и на дату рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем обоснованно сочли о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ
Каких-либо нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.
Довод Общества относительно малозначительности совершенного им правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) отклоняется судом кассационной инстанции.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания допущенного правонарушения малозначительным в рассматриваемом случае суды не установили.
Согласно абзацу четвертому пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает, что производство по кассационной жалобе Общества на определение об отказе в удовлетворении ходатайства о выделении требований в отдельное производство подлежит прекращению ввиду следующего.
Порядок разрешения вопроса об объединении дел регулируется статьей 130 АПК РФ. В соответствии с частью 5 названной статьи об объединении дел в одно производство, о выделении требований в отдельное производство или об отказе в этом арбитражный суд выносит определение.
В силу части 7 статьи 130 АПК РФ определение арбитражного суда об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство, о выделении требований в отдельное производство может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство, в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения данного определения, в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по смыслу положений, содержащихся в части 7 статьи 130 АПК РФ, во взаимосвязи с частями 3, 5 статьи 188 АПК РФ, обжалование в суд кассационной инстанции постановления суда апелляционной инстанции, принятого по результатам рассмотрения жалобы на определение суда первой инстанции, поименованное в данной статье Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законом не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции в своем постановлении дал оценку выводу суда первой инстанции об отказе в объединении дел в одно производство, указав на то, что объединение дел не обеспечивает процессуальную экономию и достижения цели эффективного правосудия, однако в резолютивной части постановления не указал результат рассмотрения определения от 09.07.2019.
Таким образом, исходя из вышеприведенных разъяснений, производство по жалобе Общества на определение суда первой инстанции от 09.07.2019 об отказе в удовлетворении ходатайства о выделении требований в отдельное производство подлежит прекращению применительно к правилам пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
производство по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Добрино" на определение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2019 прекратить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 по делу N А21-6921/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Добрино" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.