23 января 2020 г. |
Дело N А05-5511/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 22.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу N А05-5511/2019,
установил:
администрация муниципального образования "Город Архангельск", адрес: 163069, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании определения Государственной жилищной инспекции Архангельской области, адрес: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - ГЖИ, Инспекция) от 01.07.2019 об отказе в возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Облик", адрес: 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 68, корп. 1, пом. 37, ОГРН 1172901011854, ИНН 2901288941 (далее - ООО "УК "Облик", Общество) дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 01.07.2019 заявленные Администрацией требования удовлетворены, определение ГЖИ от 08.04.2019 N 03-46/692 об отказе в возбуждении в отношении ООО "УК "Облик" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, признано незаконным и отменено.
Апелляционная инстанция, установив безусловное процессуальное основание для отмены решения суда первой инстанции применительно к пункту 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ): принятие решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, в порядке частей 6 и 6.1 статьи 268 АПК РФ перешла к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Определением суда от 30.08.2019 на основании статьи 51 АПК РФ ООО "УК "Облик" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.10.2019 решение суда от 01.07.2019 отменено: суд признал незаконным и отменил оспариваемое определение ГЖИ от 08.04.2019 N 03-46/692.
В кассационной жалобе ГЖИ просит отменить обжалуемые судебные акты и указывает на законность оспариваемого определения в виду отсутствия в действиях управляющей компании состава правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, поскольку бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов (ТКО), не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, т.е. в данном случае -Администрация. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления с Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статью 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также на значимую, по мнению Инспекции, судебную практику по спорному вопросу.
В отзыве Администрация просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Представители лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "УК "Облик" оказывает услуги по управлению многоквартирными домами (МКД) на основании лицензии от 22.12.2017 N 000414, в том числе МКД N 42 (корпус 1) по улице Шубина в городе Архангельске на основании договора от 01.06.2018 N 729р/Л4.
На основании приказа начальника Управления муниципального жилищного контроля от 06.03.2019 N 28-16/05-19.327/1 проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения ООО "УК "Облик" обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой РФ) от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), при управлении МКД N 42 (корпус 1) по улице Шубина в городе Архангельске.
В ходе проверки установлено, что у названого МКД отсутствует место накопления твердых коммунальных отходов, что является нарушением пункта 3.7 Правил N 170, пункта 26 (1) Минимального перечня N 290.
По результатам проверки 12.03.2010 в отношении Общества составлен акт 10.04.2019 и выдано предписание N 28-16/05-19.327/3 об устранении выявленных нарушений. Материалы проверки переданы в ГЖИ для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ООО "УК "Облик" дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Определением от 08.04.2019 N 03-46/692 Инспекция на основании статьи 25, части 3, 5 статьи 28.1 КоАП РФ отказала в возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 настоящего Кодекса в виду отсутствия во вмененном ему деянии состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
Определение мотивировано тем, что земельный участок, на котором расположен спорный дом, ограничен площадью застройки дома (750 кв. м), поэтому земельный участок, на котором может быть установлено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, не входит в состав общего имущества названого дома и его содержание к обязанностям управляющей организации не относится.
В связи с этим ГЖИ пришла к выводу о том, что у Общества отсутствует обязанность по созданию места накопления твердых коммунальных отходов в районе дома N 42 (корпус 1) по улице Шубина в городе Архангельске.
Посчитав, что данным определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении нарушены ее права и законные интересы как потерпевшей стороны, Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании определения незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и указал на наличие правовых и фактических оснований для возбуждения административного преследования Общества по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Сославшись на положения части 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ и пункта 3 главы II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), суд посчитал, что в данном случае обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит именно на Обществе в силу требований действующего законодательства, что исключает наличие такой обязанности у Администрации как у органа местного самоуправления.
Апелляционный суд, констатировав нарушение судом первой инстанции 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьего лица управляющую компанию. При этом суд также пришел к выводу, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в ее управлении.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 названной статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).
Такое определение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в арбитражный суд (части 3 и 4 статьи 30.1 КоАП РФ).
Порядок рассмотрения жалоб на указанные определения регламентирован положениями параграфа 2 главы 25 АПК РФ, предусматривающими возложение обязанности доказать законность и обоснованность обжалованных актов на принявший их орган (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Суды удостоверились в том, что Администрация, являясь одним из собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 42 корпус 1 по улице Шубина в городе Архангельске, наделена в силу статьи 25.2 КоАП РФ правами потерпевшего, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 30.1 данного Кодекса, частью 2 статьи 207 АПК РФ правом обжалования принятых им решений.
Оспариваемым определением от 08.04.2019 N 03-46/692 Инспекция, отказала в возбуждении в отношении ООО "УК "Облик" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 настоящего Кодекса, поскольку пришла к выводу об отсутствии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), лицензионным требованием является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Частью 2.3 статьи 161 названного Кодекса предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям также относится исполнение управляющей организацией обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 упомянутого Кодекса к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В пункте 26 (1) Минимального перечня N 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на Общество, как управляющую компанию спорного жилого дома, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Выделение специальных площадок для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта на территории домовладений регламентировано требованиями "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 за номером 4690-88).
В свою очередь к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами также относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, но за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (часть 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ). Аналогичная норма содержится и пункте 3 Главы II Правил N 1039.
В рассматриваемом случае в виду наличия такого исключения, действующим законодательством именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 20.09.2018 N 1126 утвержден Порядок определения мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Порядок), который устанавливает процедуру определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 Порядка место для сбора и накопления твердых коммунальных отходов определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, с учетом требований, предусмотренных СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и Правилами благоустройства муниципального образования "Город Архангельск".
Согласно пункту 2.3 и приложению 4 названного Порядка в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных санитарным законодательством разрывов от мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов, расстояния устанавливаются комиссией, которая по результатам обследования территории составляет акт об определении места сбора и накопления твердых коммунальных отходов (приложение 4 к Порядку) Пунктом 2.4 Порядка.
При определении места сбора и хранения твердых коммунальных отходов на территории общего пользования утвержденный акт об определении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов является основанием для обращения в Министерство имущественных отношений Архангельской области в соответствии с постановлением Минимущества Архангельской области от 06.12.2016 N 8-п "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, распоряжение которыми относится к компетенции исполнительных органов государственной власти Архангельской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута" (пункт 2.7 Порядка).
Таким образом, вышеназванным постановлением регламентирована процедура определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, тогда как доказательств того, что управляющей компанией приняты меры для согласования размещения спорной площадки вне границ сформированного земельного участка под многоквартирным домом, в материалы дела не представлено.
Поскольку Общество осуществляет функции управления в отношении рассматриваемого многоквартирного дома, следовательно, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, подпункта "в" пункта 40 и пункта 42 Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названого дома и собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
При этом апелляционный суд отклонил доводы ГЖИ и управляющей компании о невозможности оборудования контейнерной площадки на придомовой территории спорного многоквартирного дома, в виду отсутствия законодательного запрета на размещение объектов для сбора твердых бытовых отходов за границами земельного участка под многоквартирным жилым домом.
При таких обстоятельствах определение ГЖИ от 08.04.2019 N 03-46/692 об отказе в возбуждении в отношении в ООО "УК "Облик" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ обоснованно признано апелляционным судом незаконным.
Основания для изменения либо отмены постановления апелляционной инстанции отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу N А05-5511/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.