28 января 2020 г. |
Дело N А21-12953/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Янтарьэнерго" Козловой В.П. (доверенность от 01.01.2020),
рассмотрев 28.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Янтарьэнерго" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 по делу N А21-12953/2018,
установил:
Акционерное общество "Янтарьэнерго" (адрес: 236022, Калининград, ул. Театральная, д. 34; ОГРН 1023900764832; ИНН 3903007130; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела государственного контроля и надзора в Калининградской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (адрес: 190005, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 19, лит. У; ОГРН 1047855093747; ИНН 7839304330; далее - Отдел) от 17.07.2018 N 52/6/с.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (далее - ОАО "Янтарьэнергосбыт"), садовое некоммерческое товарищество "Волна" (далее - СНТ "Волна") и Семенов Сергей Георгиевич.
Решением суда первой инстанции от 21.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.10.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержала.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Отделом на основании обращения Семенова С.Г., а также приказа от 15.06.2018 N 470В проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства об электроэнергетике при поставке электрической энергии потребителю в пос. Прибой Калининградской обл. (СНТ "Волна").
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 17.07.2018 N 52/6, что через ТП256-25, не прошедшую процедуру сертификации, Общество осуществляет поставку потребителю электрической энергии, показатели качества которой не соответствуют установленным требованиям - в точке передачи электроэнергии превышены допустимые значения, установленные пунктом 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 32144-2013) по отрицательному отклонению напряжения электропитания.
Об устранении выявленных нарушений до 17.10.2018 путем представления сертификата соответствия на ТП256-25 Отдел выдал Обществу предписание от 17.07.2018 N 52/6/с.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого предписания, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно части 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В разделе 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление N 982), установлено, что электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442; далее - Основные положения) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
В силу пункта 120 Основных положений порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Как предусмотрено пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (подпункт "а" пункта 15 Правил N 861 в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям в Калининградской области и является территориальной сетевой компанией, к энергообъектам которой технологически присоединены электрические сети, принадлежащие СНТ "Волна", а ОАО "Янтарьэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии и заключает с потребителями договоры на поставку (продажу) электрической энергии.
Судами также установлено, что Семенов С.Г. заключил договор от 11.12.2015 N 03946113 с ОАО "Янтарьэнергосбыт" об оказании коммунальной услуги по электроснабжению, а между ОАО "Янтарьэнергосбыт" и Обществом заключен договор от 23.12.2011 N ПЭСО-01/11 оказания услуг по передаче электрической энергии.
В связи с этим суды пришли к выводу о нарушении Обществом требований Постановления N 982 и пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013, а также о правомерности и обоснованности предписания Отдела.
Между тем в упомянутых нормативных правовых актах не содержится норм, в соответствии с которыми на сетевую организацию возложена обязанность по получению сертификата соответствия в отношении объекта электросетевого хозяйства, находящегося вне пределов ее эксплуатационной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2016 N 305-АД15-19783, тот факт, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях, не свидетельствует о том, что сетевая организация является субъектом, на которого законодательством возложена обязанность по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Как отмечено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии с актом N Z-03-00371-2014 разграничения между Обществом и СНТ "Волна" балансовой принадлежности электросетей ТП265-25 в зоне эксплуатационной ответственности заявителя не находится (том 1, л.д. 103).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу положений статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1); в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии (пункт 2).
Правилами проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 16.07.1999 N 36, предусмотрено, что заявку на сертификацию электрической энергии в орган по сертификации направляет энергоснабжающая организация (пункт 8.5), сведения о проведенной сертификации электрической энергии (регистрационный номер сертификата, срок его действия и реквизиты органа, выдавшего сертификат) потребителю сообщает также энергоснабжающая организация (пункт 8.10).
В связи с тем, что Общество не осуществляет энергосбытовую деятельность, а лишь оказывает гарантирующему поставщику услуги по передаче продаваемой им электроэнергии до энергопринимающего устройства, находящегося вне пределов его эксплуатационной ответственности, оспариваемое предписание Отдела не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, а обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 по делу N А21-12953/2018 отменить.
Предписание Отдела государственного контроля и надзора в Калининградской области Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.07.2018 N 52/6/с признать недействительным.
Взыскать с Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (адрес: 190005, г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 19, лит. У; ОГРН 1047855093747; ИНН 7839304330) в пользу акционерного общества "Янтарьэнерго" (адрес: 236022, Калининград, ул. Театральная, д. 34; ОГРН 1023900764832; ИНН 3903007130) 6000 руб. судебных расходов, понесенных в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражных судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.