29 января 2020 г. |
Дело N А21-3908/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ" Кальницкой А.В. (доверенность от 06.01.2019 N 006-АК/20), директора Шилова С.В. (паспорт), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Усольцева Г.А. (доверенность от 06.11.2019), Карбушева Д.А. (доверенность от 12.12.2019), Першиной З.Н. (доверенность от 29.10.2018),
рассмотрев 28.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А21-3908/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "СКОЛ", адрес: 236040, Калининград, пл. Победы, д. 10, пом. 19, оф. 518А, ОГРН 1028600589214, ИНН 8602142790 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, адрес: 628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, Геологическая ул., д. 2, ОГРН 1048602093011, ИНН 8602200058 (далее - Инспекция), от 14.03.2019 N 589. Заявление принято к производству суда с присвоением делу номера А21-3908/2019.
Общество также обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями об оспаривании постановлений Инспекции от 29.03.2019 N 594 и 596. Заявления приняты к производству суда с присвоением делам номеров А21-4624/2019 и А21-4626/2019.
Определением суда от 28.05.2019 дела N А21-3908/2019, А21-4624/2019 и А21-4626/2019 объединены с присвоением объединенному делу номера А21-3908/2019.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.09.2019, заявленные требования удовлетворены, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами пункта 6 части 2 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), просит отменить вынесенные по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, платежи, осуществленные Организацией Объединенных Наций (далее - ООН) в рамках чартерных соглашений N PD/C0177/14, PD/C0197/16, не имели назначения, указанного в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, а произведены "за оказанные услуги" и являются выручкой Общества, которая согласно части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ зачисляется исключительно на счет в уполномоченном банке.
Инспекция полагает, что суды не учли, что зачислить валюту на счет, открытый за пределами территории Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке можно только в пределах и на цели, указанные в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, а не всю валютную выручку за услуги, оказанные нерезидентом, как это сделано Обществом.
В судебном заседании 10.12.2019 объявлялся перерыв до 17.12.2019 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в сети Интернет.
Определениями Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2019 и от 14.01.2020 рассмотрение кассационной жалобы в соответствии со статьей 158 АПК РФ было отложено на 14.01.2020 и 28.01.2020 соответственно, после чего рассмотрение продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 14.10.2014 заключило с нерезидентом - ООН долгосрочное чартерное соглашение N PD/C0177/14.
Соглашение принято на расчетное обслуживание отделением по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, где 31.10.2014 открыт паспорт сделки N 14100002/0000/GU71/3/1, оформленный и представленный в день осуществления первой операции (05.02.2015).
Сумма по соглашению N PD/C0177/14 составила 45 106 126 долларов США, датой завершения исполнения обязательств по соглашению определено 31.01.2018.
Дополнительным соглашением от 02.02.2015 N 1/1 внесены изменения в приложение "В" соглашения, согласно которым оплата должна производиться в долларах США посредством электронного перевода в банк "Banca Popolare di Vicenza", адрес: Filiale N 6 Battaglione Framarin 18 Vicenza, Italia, номер счета IT05G0572811801ES0770001857, тип счета: расчетный.
Во исполнение соглашения N PD/C0177/14 с 01.01.2017 по 31.01.2017 вертолетами МИ-8Т RA-06259 и МИ-8Т RA-06086 Общество оказало нерезиденту в связи с миротворческой деятельностью в Южном Судане авиатранспортные услуги на 61 856 долларов США.
Общество (перевозчик) 01.11.2016 заключило с нерезидентом - ООН досрочное чартерное соглашение N PD/C0197/16, принятое на расчетное обслуживание в филиале "Банковский центр "УРАЛ" Банка "ЗЕНИТ" (публичное акционерное общество), где 24.11.2016 открыт паспорт сделки N 16110002/3255/0016/3/1, оформленный и представленный не позднее осуществления первой операции (31.12.2016). Сумма по данному соглашению составила 9 028 412 долларов США, датой завершения исполнения обязательств по нему определено 19.11.2019.
Согласно пункту 14.10 соглашения платеж производится на реквизиты: наименование банка: Banca Popolare di Vicenza; адрес банка: Filiale N 6 Battaglione Framarin 18 Vicenza, Italia; номер счета: IT05G0572811801ES0770001857; тип счета: расчетный.
Во исполнение соглашения N PD/C0197/16 резидент оказал нерезиденту услуги по позиционированию и покраске авиатранспорта на 210 000 долларов США.
Согласно информационному письму банка "Banca Popolare di Vicenza" от 31.03.2017 по счету резидента N IT05G0572811801ES0770001857 совершена операция по зачислению 31.03.2017 от ООН платежа в размере 271 856 долларов США, назначение платежа - "REF-09-17/ REF-10-17 PD/C0177/14 REF-40-16/ REF42-16/ REF-41-16 PD/C0197/16", с удержанием банком расходов за перевод в размере 4,71 доллара США и комиссионных сборов в размере 203,89 доллара США.
Инспекция, проанализировав выписку банка "Banca Popolare di Vicenza" за период с 01.01.2017 по 31.03.2017, установила, что 31.03.2017 на счет резидента N IT05G0572811801ES0770001857 зачислена валютная выручка по долгосрочным чартерным соглашениям N PD/C0197/16 и PD/C0177/14 в сумме 271 647,40 доллара США, что по курсу Центрального банка России на день оплаты (1 доллар США = 56,3779 руб.) составило 15 314 909,95 руб.
Инспекция, полагая, что Общество совершило административное правонарушение, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции на 271 647,40 доллара США минуя банковские счета в уполномоченных банках, 14.03.2019 вынесла постановление N 589 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 11 486 182,46 руб. штрафа.
Во исполнение соглашения N PD/C0197/16 с 01.03.2017 по 15.03.2017 вертолетом МИ-8АМТ RA-22440 Общество оказало нерезиденту в связи с миротворческой деятельностью в Западной Сахаре авиатранспортные услуги на 75 863,01 доллара США.
Согласно информационному письму банка "Banca Popolare di Vicenza" от 02.05.2017 по счету резидента N IT05G0572811801ES0770001857 совершена операция по зачислению 02.05.2017 от ООН платежа в размере 75 801,29 долларов США, назначение платежа - "REF-24-17 PD/C0197/16", с удержанием банком расходов за перевод в размере 4,82 доллара США и комиссионных сборов в размере 56,9 доллара США.
Инспекция, изучив выписку банка "Banca Popolare di Vicenza" за период с 01.04.2017 по 30.06.2017, установила, что 02.05.2017 на счет резидента N IT05G0572811801ES0770001857 зачислена валютная выручка по долгосрочному чартерному соглашению N PD/C0197/16 в сумме 75 801,29 доллара США (или по курсу Центрального Банка России на день оплаты (1 доллар США - 56,9838 рублей) 4 319 445,55 руб.).
Инспекция, полагая, что Общество совершило административное правонарушение, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции на 75 801,29 доллара США минуя банковские счета в уполномоченных банках, 29.03.2019 вынесла постановление N 594 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 3 239 584,16 руб. штрафа.
Во исполнение соглашения N PD/C0177/14 с 01.03.2017 по 31.03.2017 Общество оказало нерезиденту в связи с миротворческой деятельностью в Южном Судане авиатранспортные услуги на 19 464 доллара США.
Согласно информационному письму банка "Banca Popolare di Vicenza" от 28.06.2017 по счету резидента N IT05G0572811801ES0770001857 совершена операция по зачислению 28.06.2017 от ООН платежа в размере 19 448,12 доллара США, назначение платежа - "REF-38-17 PD/C0177/14", с удержанием банком расходов за перевод в размере 5,01 доллара США и комиссионных сборов в размере 14,60 доллара США.
Проанализировав выписку банка "Banca Popolare di Vicenza" за период с 01.04.2017 по 30.06.2017 Инспекция установила, что 28.06.2017 на счет резидента N IT05G0572811801ES0770001857 зачислена валютная выручка по долгосрочному чартерному соглашению N PD/C0177/14 в сумме 19 448,12 доллара США, что по курсу Центрального банка России на день оплаты (1 доллар США = 58,8843 руб.) составило 1 145 188,93 руб.
Инспекция, полагая, что Общество совершило административное правонарушение, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции на 19 448,12 доллара США минуя банковские счета в уполномоченных банках, 29.03.2019 вынесла постановление N 596 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде 858 891,69 руб. штрафа.
Считая данные постановления незаконными, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суды, придя к выводу о недоказанности наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ незаконным, влекущим административную ответственность, понимается:
- осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации;
- осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства Российской Федерации (включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков, в том числе дорожных, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки;
- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации;
- осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Частью 4 статьи 12 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Наряду со случаями, указанными в части 4 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады), суммы налогов, которые возвращены компетентными органами государства пребывания резидента, средства, полученные в случаях, установленных пунктом 1 части 6.1 этой статьи, подпунктами "ж" и "з" пункта 9 части 1 статьи 1, пунктами 10 - 12, 16 - 18, 25, 26 и 28 части 1 статьи 9, абзацами шестым - девятым части 2, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 14, а также пунктами 1 - 3 и 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ (часть 5 статьи 12 Закона N 173-ФЗ).
Если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств. Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона N 173-ФЗ в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с указанным Федеральным законом (часть 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ).
Часть 1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ является общим правилом и предусматривает, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги.
Частью 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев (исключения из общего правила), в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.
Таким образом, перечень случаев зачисления иностранной валюты на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в силу частей 4 и 5 статьи 12, части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ является исчерпывающим и не предусматривает иные случаи зачисления валютной выручки за передачу товара, оказанные резидентом услуги (выполненные работы).
Один из таких случаев определен в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, а именно при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
В оспариваемых постановлениях Инспекцией сделан вывод, что Общество как транспортная организация - резидент зачислила выручку, поступившую от нерезидента (ООН), минуя счет в уполномоченном банке не в целях оплаты расходов, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
Общество же считает, что его случай подпадает под исключение, закрепленное в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ. Неизрасходованная валютная выручка, зачисленная на счет неуполномоченного банка для целей несения расходов, указанных, по мнению Общества, в пункте 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ, была репатриирована на счет в уполномоченном банке в соответствии с частью 3 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
Суды признали позицию Общества правомерной, так как посчитали, что Общество, оказывающее транспортные услуги на территории других государств, несло расходы, связанные с трансфером, медобслуживанием и проживанием работников, покупкой сотрудникам билетов, а также наличные расходы.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие, что в спорный период выручка была зачислена в целях оплаты вышеуказанных расходов.
Из показаний главного бухгалтера Общества, отраженных в протоколе допроса свидетелей от 26.12.2018 N 2, следует, что оплата указанных расходов осуществлялась с расчетного счета Общества в банках на территории Российской Федерации.
Вывод судов о том, что целью зачисления валютной выручки в спорных периодах являлось исполнение договоров аренды от 01.10.2014 N 126/10/2014, заключенного с отелем "Малибу" для проживания экипажа воздушных судов, и от 25.10.2014, заключенного с компанией "Маtriх Сar Hiring Services Ltd" для трансфера экипажа воздушных судов до отеля "Малибу", не обоснован.
В материалах дела отсутствуют счета отеля "Малибу" и компании "Маtriх Сar Hiring Services Ltd", счета-фактуры на оплату услуг во исполнение названных выше договоров.
Инспекция указывает, что вышеуказанные договоры не являются относимыми к вменяемому правонарушению, поскольку сведения о перечислениях денежных средств в адрес отеля "Малибу" и компании "Маtrix Car Hiring Services Ltd" в банковской выписке банка "Banca Popolare di Vicenza" отсутствуют и в договорах аренды с данными организациями указан иной уполномоченный банк - закрытое акционерное общество "Сургутнефтегазбанк".
Данные доводы суды не оценили.
Инспекция ссылается на то, что Обществом за счет выручки по долгосрочным чартерным соглашениям, зачисленной минуя счет в уполномоченном банке, произведена оплата расходов, не предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
Так, спорная выручка расходовалась на оплату аренды воздушных судов, используемых на территории Российской Федерации, воздушного судна, законсервированного и находящегося на хранении за пределами Российской Федерации, на территории Международного аэропорта г. Риги, Латвия, покупку валюты (долларов США), услуги банка.
Ответы Общества от 24.05.2018 N 1745-С, от 30.05.2018 N 1816-С подтверждают, что воздушные суда, арендованные у компании "Gruppo Elicotteristico Veneto S.R.L. Unipersonale", используются на территории Российской Федерации, а судно, арендованное у компании "Ноly Sky Limited Liability Company", законсервировано и не эксплуатируется.
Таким образом, оплата указанных расходов не соответствует условиям пункта 6 части 2 статьи 19 Закона N 173-ФЗ.
Позиция судов об оплате из зачисленной выручки расходов, связанных с деятельностью представительства Общества в Италии, также не обоснована.
Доказательства предъявления счетов, связанных с оплатой расходов представительства, как и самих расходов, оплата которых требовалась со счета в банке в г. Италии, в материалах дела отсутствуют.
Из судебных актов не следует, что в спорный период Общество несло расходы на уплату аэронавигационных, аэропортовых, портовых и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходы на обслуживание находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств транспортных организаций и их пассажиров, а также расходы для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций, в целях оплаты которых имело право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках выручку, полученную от нерезидента - ООН.
Доводы судов о добросовестности Общества и о репатриации оставшихся средств неиспользованной валютной выручки являются обстоятельствами, предусмотренными статьей 4.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, суды неправильно применили нормы материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует с учетом изложенного полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, дать им правовую оценку, после чего, установив фактические обстоятельства дела, с соблюдением норм материального и процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу N А21-3908/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.