29 января 2020 г. |
Дело N А56-97814/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Борисова Р.Б. (доверенность от 16.08.2019), от Жилищного комитета Санкт-Петербурга Прошина А.Н. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного суда от 23.09.2019 по делу N А56-97814/2018,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 62 358 руб. 44 коп. задолженности по выплате субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную в декабре 2015 года по договору теплоснабжения от 16.09.2003 N 371.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечено товарищество собственников жилья "Каскад" (далее - Товарищество).
Решением от 24.05.2019, оставленным без изменения постановлением от 23.09.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.05.2019 и постановление от 23.09.2019, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Предприятие не доказало соблюдение порядка предоставления субсидий, в материалах дела отсутствуют доказательства направления актов сверок в адрес Товарищества. Предприятие не доказало объем поставленной тепловой энергии.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и Товарищество (абонент) заключили договор теплоснабжения в горячей воде от 16.09.2003 N 371 (далее - Договор), по которому Предприятие обязалось подавать Абоненту тепловую энергию, а Абонент - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
Согласно приложению N 1 к Договору объектом теплоснабжения является многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Глинки, д.1а.
Во исполнение Договора в декабре 2015 года Предприятие поставило в многоквартирный дом, находящийся в управлении Товарищества, тепловую энергию на общую сумму 371 350 руб. 38 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 293 020 руб. 33 коп., по разнице в тарифах - на сумму 78 330 руб. 05 коп., (из них оплачено 15 971 руб. 61 коп.).
Комитет и Предприятие (получатель субсидий) заключили договор о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 12.03.2015 N ВВД-01, в соответствии с которым субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов, возникших в 2015 году и (или) в период с апреля 2013 по декабрь 2014, связанных с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, представляемые гражданам и творческим мастерским.
В письме от 17.10.2017 N 58-13/39039 Предприятие обратилось к Комитету с просьбой предоставить субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, приложив акт сверки объемов тепловой энергии, потребленной в спорный период. Претензия оставлена Комитетом без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что за спорный период Комитет не предоставил в полном объеме из бюджета Санкт-Петербурга субсидии на возмещение разницы в тарифах, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что во исполнение Договора в спорный период Предприятие поставило в многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении Товарищества, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население многоквартирного дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" истцу установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2015 год.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N 596-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт- Петербурга на 2015 год" установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе на 2015 год, предоставляемые гражданам.
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N 1258 утвержден Порядок предоставления в 2017 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, возникших за период с января 2015 года по декабрь 2016 года (далее - Порядок N 1258), который предусматривает обращение заинтересованного лица в Комитет с заявлением и необходимыми документами.
Согласно разделу 3 Порядка N 1258 предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и величине выпадающих доходов, связанных с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, оказываемые гражданам и творческим мастерским.
Пунктом 3.4 Порядка N 1258 установлено, что величина субсидий определяется как разница между стоимостью фактически отпущенного получателями субсидий за период с января 2015 года по декабрь 2016 года объема тепловой энергии для теплоснабжения в многоквартирных домах по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для группы "Население" на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии, рассчитанной по тарифу для расчета размера платы гражданам, установленному на соответствующий год.
При этом объемы тепловой энергии, применяемые для расчета величины субсидий, определяются на основании актов сверок, согласованных с соответствующими потребителями коммунальных услуг (пункт 3.6 Порядка N 1258).
При наличии в актах сверок расхождений в данных об объемах тепловой энергии, указанных получателями субсидий, с данными, указанными соответствующими потребителями коммунальных услуг, для целей предоставления субсидий в отчеты получателей субсидий включаются объемы тепловой энергии, подтвержденные в актах сверок потребителями коммунальных услуг (пункт 3.8 Порядка N 1258).
Как видно из материалов дела, Предприятие направило в адрес Комитета письмо от 17.10.2017 N 58-13/39039 о предоставлении субсидий с приложением акта сверки объемов потребленной тепловой энергии за спорный период. В претензии Предприятие пояснило, что акт сверки объемов не был возвращен Товариществом в адрес Предприятия, объем отпущенной тепловой энергии не был подтвержден со стороны абонента, в связи с чем этот объем определен по данным Предприятия.
В обоснование объема поставленной тепловой энергии Предприятие представило расчеты, счет-фактуру, корректировочные счета-фактуры.
Суды установили, что истец определил объем поставленной тепловой энергии исходя из норматива потребления коммунальной услуги в связи с тем, что в жилом доме в спорный период отсутствовал допущенный в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Товарищество, участвуя в настоящем деле, возражений по объему ресурса, поставленного в спорный период, не представило.
Комитет контррасчет задолженности не представил, документально расчет истца не опроверг, доказательств, свидетельствующих о том, что истец завысил объемы отпущенной тепловой энергии также не представил.
Признав документально подтвержденными объемы теплопотребления Товарищества за спорный период, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного суда от 23.09.2019 по делу N А56-97814/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.