29 января 2020 г. |
Дело N А56-97812/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Борисова Р.Б. (доверенность от 16.08.2019), от Жилищного комитета Санкт-Петербурга Прошина А.Н. (доверенность от 30.12.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного суда от 13.09.2019 по делу N А56-97812/2018,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета адрес: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Комитет), о взыскании 158 250 руб. 55 коп. задолженности по выплате субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, поставленную по договору теплоснабжения от 20.10.2016 N 17080.047.1 в период с июня по август 2016 года, а также тепловую энергию, поставленную по договору теплоснабжения от 14.02.2006 N 80573 в октябре 2015 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "Танкистов 8" (далее - ТСЖ "Танкистов 8" и товарищество собственников жилья "Простоквашино" (далее - ТСЖ "Простоквашино").
Решением от 24.05.2019, оставленным без изменения постановлением от 13.09.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.05.2019 и постановление от 13.09.2019, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что Предприятие не доказало соблюдение порядка предоставления субсидий. В материалах дела отсутствуют доказательства направления актов сверок в адрес ТСЖ "Танкистов 8" и ТСЖ "Простоквашино".
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Танкистов 8" (исполнитель) заключили договор теплоснабжения в горячей воде от 20.10.2016 N 17080.047.1 (далее - Договор N 1), по которому Предприятие обязалось передавать через присоединенную сеть тепловую энергию, а исполнитель - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
Согласно Договору N 1 перечень объектов, снабжаемых коммунальным ресурсом, содержится в приложении 10 к Договору N 1.
Во исполнение Договора N 1 в период июня по август 2016 года Предприятие поставило в многоквартирный дом, находящийся в управлении ТСЖ "Танкистов 8", тепловую энергию на общую сумму 94 551 руб. 35 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 66 346 руб. 92 коп., по разнице в тарифах - на сумму 28 204 руб. 43 коп.
Предприятие (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Простоквашино" (абонент) заключили договор теплоснабжения в горячей воде от 14.02.2006 N 80573 (далее - Договор N 2), по которому энергоснабжающая организация обязалась передавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию.
Согласно Договору N 2 перечень объектов, снабжаемых коммунальным ресурсом, содержится в приложении 1 к Договору N 2.
Во исполнение Договора N 2 в октябре 2015 года Предприятие поставило в многоквартирный дом, находящийся в управлении ТСЖ "Простоквашино", тепловую энергию на общую сумму 504 020 руб. 28 коп., из которых по тарифу для населения поставлено тепловой энергии на сумму 373 974 руб. 16 коп., по разнице в тарифах - на сумму 130 046 руб. 12 коп.
Комитет и Предприятие (получатель субсидий) заключили соглашение о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов от 21.02.2017 N ВВД-01-02, в соответствии с которым в 2017 году субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов, связанных с применением льготных и (или) регулируемых тарифов за тепловую энергию за период с января по ноябрь 2017 года, а также возмещение выпадающих доходов, возникших в период с 2015 по 2016 года, в связи с применением тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, представляемые гражданам и творческим мастерским.
В письмах от 17.10.2017 N 58-13/39017, от 31.10.2017 N 58-13/41148 Предприятие обратилось к Комитету с просьбой предоставить субсидии на возмещение выпадающих доходов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, приложив акты сверки объемов тепловой энергии, потребленной в спорный период. Претензии оставлены Комитетом без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что за спорный период Комитет не предоставил из бюджета Санкт-Петербурга субсидии на возмещение разницы в тарифах, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в спорный период во исполнение Договоров N 1 и 2 Предприятие поставило тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в многоквартирные дом, находящиеся в управлении третьих лиц.
Поскольку коммунальными услугами в данном случае обеспечивалось население многоквартирных домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18.12.2014 N 569-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт- Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год" Предприятию установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в 2015 году потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2014 N 596-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт- Петербурга на 2015 год" установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам на 2015 год.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 363-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы" истцу установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2016 год" установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе, предоставляемые гражданам, на 2016 год.
Согласно правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий за период с января 2015 года по декабрь 2016 года регламентирован Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2016 N 1258 "О порядке предоставления в 2017 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок N 1258), согласно которому, разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения на безвозвратной и безвозмездной основе целевых субсидий.
В силу пункта 3.6 Порядка N 1258 предоставление субсидий осуществляется на основании ежемесячных отчетов получателей субсидий по форме, утверждаемой Комитетом. Формирование отчетов получателями субсидий осуществляется на основании данных, указанных в актах сверок с потребителями либо в судебных актах.
Как видно из материалов дела, Предприятие направило в адрес Комитета письма-претензии от 17.10.2017 N 58-13/39017, от 31.10.2017 N 58-13/41148 о предоставлении субсидий с приложением актов сверок объемов потребленной тепловой энергии за спорные периоды.
В претензиях Предприятие пояснило, что акты сверок не были возвращены и не подписаны ТСЖ "Танкистов 8", ТСЖ "Простоквашино", в связи с чем объем потребленной в спорный период тепловой энергии определен исходя из фактического объема тепловой энергии по данным Предприятия.
В обоснование объема поставленной тепловой энергии Предприятие представило расчеты, счета-фактуры, акты сверок.
ТСЖ "Простоквашино" подписало акт сверки объемов тепловой энергии, поставленной в октябре 2015 года, без возражений (л.д. 34).
ТСЖ "Танкистов 8", также участвуя в настоящем деле, возражений по объему коммунального ресурса, поставленного в спорный период, не представило. Предприятие направило в его адрес для подписания акт сверки объемов поставленной тепловой энергии. Однако ТСЖ "Танкистов 8" в адрес ресурсоснабжающей организации не возвратило акт сверки.
Комитет контррасчет задолженности не представил, документально расчет истца не опроверг; доказательств, свидетельствующих о том, что тепловая энергия поставлена в ином объеме также не представил.
Суды указали, что Комитет не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о несоблюдении истцом порядка получения субсидий и об отсутствии у Комитета долга перед Предприятием.
Суд кассационной инстанции отклоняет как необоснованный довод Комитета о том, что Предприятие не направляло акты сверок в адрес Кооператива. Предприятие представило доказательства направления актов сверок в адрес третьего лица (т.д. 1, л.18-19).
Признав документально подтвержденными объемы теплопотребления за спорный период ТСЖ "Танкистов 8" и ТСЖ "Простоквашино", суды двух инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного суда от 13.09.2019 по делу N А56-97812/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.