03 февраля 2020 г. |
Дело N А56-8051/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В., Преснецовой Т.Г.,
при участии от Войсковой части 6944 Максимова Р.Н. (доверенность от 09.01.2020); от акционерного общества "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина" Кобловой А.С. (доверенность от 27.12.2019), Кислун А.Н. (доверенность от 27.12.2019),
рассмотрев 28.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Войсковой части 6944 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А56-8051/2019,
установил:
Войсковая часть 6944, адрес: 198123, Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, д. 4, ОГРН 1177847371074, ИНН 7807187198 (далее - Войсковая часть), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Радиевый институт имени В.Г. Хлопина", адрес: 194021, Санкт-Петербург, 2-й Муринский пр., д. 28, ОГРН 1137847503100, ИНН 7802846922 (далее - Институт), о взыскании 12 557 159 руб. 04 коп. в счет компенсации понесенных расходов на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с января по декабрь 2017 года.
Решением от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.09.2019, иск удовлетворен частично. С Института в пользу Войсковой части взыскано 4 665 028 руб. 79 коп. компенсации. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Войсковая часть, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новое постановление.
Податель жалобы ссылается на то, что в случае отсутствия у Войсковой части жилых помещений, указанных в части 3 статьи 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ), воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию последнего ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, поскольку Войсковая часть фондом служебных жилых помещений не обладает, а от администрации охраняемого объекта жилые помещения для проживания военнослужащих войсковой части не выделялись, следовательно, объекты, подлежащие обязательной охране войсками Росгвардии, по мнению подателя жалобы, обязаны компенсировать расходы воинской части, произведенные на выплату компенсаций за поднаем военнослужащим, поставленным на жилищный учет в установленном порядке.
По мнению Войсковой части, судами двух инстанций неверно применены нормы права, применены нормы не подлежащие применению, неправильно истолкованы нормы действующего законодательства, что указывает на необоснованность и незаконность обжалуемых судебных актов.
В отзыве на кассационную жалобу Институт возразил против удовлетворения жалобы.
В судебном заседании представитель Войсковой части поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Института возразил против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Войсковая часть осуществляет охрану важных государственных объектов, в частности Института.
Войсковая часть, ссылаясь на пункт 4 статьи 27 Закона N 226-ФЗ, указывает на несение затрат в размере 12 557 159 руб. 04 коп. за период с января по декабрь 2017 года на выплату денежной компенсации за наем (поднаем) служебных жилых помещений военнослужащим, входящим в состав подразделения, обеспечивавшего охрану объектов Института, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями норм Закона N 226-ФЗ, Федерального закона от 27.05.1998 N 79-ФЗ "О статусе военнослужащих", постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" (далее - Постановление N 909), установил, что в отношении некоторых военнослужащих, указанных в представленном истцом расчете, денежная компенсация, выплаченная за наем (поднаем) жилых помещений, превышает допустимую законодательством сумму, кроме того, в упомянутый расчет включены расходы на 8 военнослужащих, осуществляющих охрану объектов акционерного общества (далее - АО) "Центротех-СПб", в связи с чем пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, полагает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 27 Закона N 226-ФЗ организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций (пункт 1 части 1); при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда указанные организации обязаны предоставлять перечисленным лицам на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности (часть 2); военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, на период прохождения военной службы в этих воинских частях, а также членам их семей при невозможности предоставления им жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 названной статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели (часть 3); в случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 названной статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4).
Из содержания названной статьи следует, что за счет организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии, обязаны компенсировать последним расходы на аренду жилых помещений, предоставленных военнослужащим, не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, связанной с охраной указанных организаций. При этом названным Законом не предусмотрено возложение на организации обязанности по компенсации аренды жилых помещений для нуждающихся в них военнослужащим национальной гвардии, непосредственно не задействованным в охране этих организаций. В противном случае на последних будут возложены необоснованные финансовые обременения.
Пунктами 2.1 и 3 Постановления N 909 сумма денежной компенсации в Москве и Санкт-Петербурге установлена в размере, не превышающем 15 000 руб. в месяц, а в случае если с указанными лицами проживают 3 и более членов семьи - 22 500 руб. в месяц.
Судами установлено, что согласно представленному ответчиком в материалы дела контррасчету Институт не обеспечивал военнослужащих (в количестве 27) Войсковой части и членов их семей, не имеющих жилого помещения в Санкт-Петербурге, служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в его хозяйственном ведении. В связи с этим указанные военнослужащие осуществляли наем (поднаем) жилых помещений, а Войсковая часть компенсировала им их расходы в размере, установленном Постановлением N 909.
Вместе с тем в отношении некоторых военнослужащих, указанных в расчете истца, выплаченная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений превышает допустимую законодательством сумму. Кроме того, в названный расчет включены расходы 2016 года, а также расходы на 8 военнослужащих, осуществлявших охрану объектов АО "Центротех-СПб".
Суды двух инстанций, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе выписки из приказов командира Войсковой части, платежные поручения, расчетно-платежные ведомости кредитной организации, договоры найма (поднайма), и установив, что военнослужащие, которым выплачивалась компенсация за наем жилых помещений, снимали жилье в Санкт-Петербурге, пришли к обоснованному выводу о том, что Институт обязан частично возместить Войсковой части ее расходы, связанные с выплатой военнослужащим, осуществлявших охрану его объектов, и членам их семей, названной компенсации расходов, размер которой рассчитан с учетом пункта 2.1 Постановления N 909, поскольку истцом в расчет включены в том числе лица, не имеющие непосредственного отношения к охране объекта; кроме того, в расчете указаны расходы за 2016 год.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования лишь в части, суды исходили из совокупности установленных по делу обстоятельств, а также из отсутствия доказательств, свидетельствующих об ином (статьи 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судами правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а лишь выражают несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а также заявлялись суду апелляционной инстанции и были обоснованно им отклонены.
Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А56-8051/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Войсковой части 6944 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.