11 февраля 2020 г. |
Дело N А13-11510/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Береза В.А. (доверенность от 18.12.2018), от закрытого акционерного общества "Австрофор" Крюковой Ю.Н. (доверенность от 28.11.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Австрофор" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 по делу N А13-11510/2016,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу "Австрофор", адрес: 160009, Вологодская обл., г. Вологда, Зосимовская ул., д. 107, ОГРН 1023500869787, ИНН 3525027819 (далее - ЗАО "Австрофор"), обществу с ограниченной ответственностью "Земельно-проектное бюро", адрес: 162130, Вологодская обл., Сокольский р-н, г. Сокол, Советская ул., д. 81, к. 17, ОГРН 1073537000668, ИНН 3527013586 (далее - Бюро), о признании недействительным технического плана сооружения от 28.11.2014, подготовленного кадастровым инженером Дементьевым Дмитрием Геннадьевичем, по уточнению местоположения сооружения с кадастровым номером 35:02:0101013:318 на земельных участках с кадастровыми номерами 35:02:0103028:3, 35:02:0103028:6, 35:02:0103028:33, 35:02:0103027:4 в связи с наличием кадастровой ошибки, связанной с неверным определением координат характерных точек границ сооружения; обязании в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения путем аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости, внесенной на основании заявления ЗАО "Австрофор" о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и технического плана от 28.11.2014, об описании местоположения сооружения с кадастровым номером 35:02:0101013:318 на земельных участках, а также о кадастровых номерах земельных участков, в пределах которых расположено сооружение, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 35:02:0103028:3 и 35:02:0103027:4 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735; федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", адрес: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Вологодской области (далее - Кадастровая палата); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, адрес: 160001, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; кадастровый инженер Бюро Дементьев Д.Г.
Решением от 20.12.2016 в иске отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2017 названные судебные акты отменены; дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В процессе нового рассмотрения дела ОАО "РЖД" после неоднократного уточнения в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований просило суд:
- признать недействительным технический план сооружения от 28.11.2014, подготовленный кадастровым инженером Дементьевым Д.Г., по уточнению местоположения сооружения с кадастровым номером 35:02:0101013:318 на земельных участках с кадастровыми номерами 35:02:0103028:3, 35:02:0103028:6, 35:02:0103028:33, 35:02:0103027:4, 35:02:0103028:2 в связи с наличием ошибки при определении местоположения контура сооружения с кадастровым номером 35:02:0101013:318, связанной с неправильным определением места примыкания и неверным определением координат характерных точек границ сооружения (начала и окончания контура сооружения), в результате которой в государственный кадастр недвижимости внесены ошибочные сведения об описании местоположения границ сооружения с кадастровым номером 35:02:0101013:318, включающего часть железнодорожного пути ОАО "РЖД" с кадастровым номером 35:02:0000000:282 от стрелочного перевода N 300 до стрелочного перевода N 301 (в том числе указанные стрелочные переводы) и частично проходящего по арендуемым ОАО "РЖД" земельным участкам с кадастровыми номерами 35:02:0103028:3, 35:02:0103027:4, 35:02:0103028:2;
- исправить реестровую ошибку, допущенную при внесении указанных сведений о местоположении на земельных участках и координатном описании контура сооружения с кадастровым номером 35:02:0101013:318 в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), путем исправления сведений о координатном описании сооружения с кадастровым номером 35:02:0101013:318, внесенных 11.12.2014 на основании технического плана сооружения от 28.11.2014, и внесения в ЕГРН сведений о характерных точках контура сооружения с кадастровым номером 35:02:0101013:318, установленных в экспертном заключении Богачевой Ирины Юрьевны (от точки N 49 до точки N 57).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.08.2019, принятым по результатам повторного рассмотрения дела, заявленные требования удовлетворены; в отношении Бюро производство по делу прекращено в связи с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Постановлением апелляционного суда от 23.10.2019 указанное решение оставлено без изменения.
ЗАО "Австрофор" в кассационной жалобе просит отменить решение от 26.08.2019 и постановление от 23.10.2019, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов материалам дела. По мнению подателя жалобы, экспертное заключение, на котором основаны выводы судов, не отвечает критериям достоверности и объективности, не является надлежащим доказательством; стрелочный перевод N 300 (ранее НР94) изначально входил в состав спорного подъездного пути; вывод суда об определении начала подъездного пути ответчика точкой N 49 опровергается экспертным заключением и иными имеющимися в деле документами; суд первой инстанции не рассмотрел ходатайство ответчика о назначении дополнительной экспертизы с привлечением специалиста в области эксплуатации и строительства линейных объектов железнодорожного транспорта, нарушив тем самым право ответчика на представление дополнительных доказательств.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что границы принадлежащего ЗАО "Австрофор" сооружения определены судами правильно; при внесении в государственный кадастр недвижимости на основании технического плана от 28.11.2014 сведений об уточнении описания местоположения сооружения ответчика была допущена кадастровая (в настоящее время реестровая) ошибка, которая подлежит исправлению на основании решения суда.
В судебном заседании представитель ЗАО "Австрофор" поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель ОАО "РЖД" против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, за ОАО "РЖД" зарегистрировано право собственности на подъездной путь СХТ протяженностью 819 м, кадастровый номер 35:02:0000000:281, расположенный по адресу: Вологодская обл., Бабаевский р-н, ст. Бабаево, от стр. 156 через стр. 298 до стр. 299, а также на подъездной путь к тяговой подстанции ст. Бабаево протяженностью 863 м, кадастровый номер 35:02:0000000:282, от стр. 299 через стр. 300 до стр. 301, от стр. 301 через стр. 302 до упора.
Земельные участки под указанными объектами находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены истцу в аренду, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 35:02:0103028:3, 35:02:0103027:4, 35:02:0103028:2.
В свою очередь, за ЗАО "Австрофор" зарегистрировано право собственности на железнодорожный тупик протяженностью 215 м, кадастровый номер 35:02:0101013:318, по адресу: Вологодская обл., г. Бабаево, ул. Пушкина, д. 78.
Сведения об указанных объектах недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 24.11.2011 как о ранее учтенных объектах на основании сведений, поступивших в Кадастровую палату от органа технической инвентаризации.
По заказу ЗАО "Австрофор" кадастровый инженер Бюро Дементьев Д.Г. подготовил технический план сооружения от 28.11.2014 в отношении железнодорожного тупика протяженностью 215 м с кадастровым номером 35:02:0101013:318 в целях уточнения местоположения сооружения на земельном участке.
Согласно данному техническому плану указанное сооружение находится на земельных участках с кадастровыми номерами 35:02:0103028:3, 35:02:0103028:6, 35:02:0103028:33, 35:02:0103027:4.
На основании технического плана от 28.11.2014 по заявлению ЗАО "Австрофор" в государственный кадастр недвижимости 11.12.2014 внесены сведения об уточнении описания местоположения сооружения с кадастровым номером 35:02:0101013:318, принадлежащего ЗАО "Австрофор".
Между тем в результате указания на нахождение железнодорожного тупика ЗАО "Австрофор" на четырех земельных участках, в том числе земельных участках с кадастровыми номерами 35:02:0103028:3 и 35:02:0103027:4, предоставленных в аренду ОАО "РЖД", оказалось, что часть железнодорожного пути от стрелочного перевода N 300 до стрелочного перевода N 301 входит в состав железнодорожного тупика протяженностью 215 м, принадлежащего ЗАО "Австрофор".
ОАО "РЖД", считая, что при изготовлении технического плана от 28.11.2014 кадастровым инженером была допущена ошибка в описании местоположения железнодорожного тупика протяженностью 215 м, в результате которой в государственный кадастр недвижимости внесены ошибочные сведения о местоположении железнодорожного тупика ЗАО "Австрофор", включающего часть принадлежащего истцу железнодорожного пути с кадастровым номером 35:02:0000000:282 от стрелочного перевода N 300 до стрелочного перевода N 301 и частично проходящего по арендуемым ОАО "РЖД" земельным участкам, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
На момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уточнении описания местоположения сооружения, принадлежащего ЗАО "Австрофор", отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости, регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". С 01.01.2017 государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости).
В соответствии с законодательством, как ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время, в кадастр недвижимости подлежат внесению сведения об описании местоположения границ объекта недвижимости.
Поскольку настоящий спор возник в связи с неверным, по мнению истца, описанием местоположения границ сооружения, принадлежащего ответчику, что привело к частичному наложению объектов, суд первой инстанции правомерно посчитал, что для разрешения спора существенное значение имеет определение местоположения спорных объектов и соответствие их фактического местоположения описанию местоположения, содержащемуся в кадастре.
В целях выяснения указанных вопросов определением арбитражного суда первой инстанции от 30.03.2018 была назначена экспертиза, проведение которой поручено экспертам открытого акционерного общества "ВологдаТИСИЗ" инженеру-землеустроителю Шадруновой Галине Александровне и кадастровому инженеру Богачевой И.Ю.
По результатам проведенной судебной экспертизы представлено экспертное заключение, составленное экспертом Богачевой И.Ю.
Всесторонне и полно исследовав и оценив по правилам статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, в том числе экспертное заключение с дополнительными пояснениями эксперта, суды посчитали установленным, что в техническом плане сооружения от 28.11.2014 кадастровым инженером были неправильно определены место примыкания сооружения и координаты характерных точек его границ. В результате допущенной кадастровым инженером ошибки в государственный кадастр недвижимости внесены ошибочные сведения о местоположении сооружения, принадлежащего ответчику, что повлекло частичное наложение объектов истца и ответчика.
Суды, сопоставив сведения о спорных объектах, содержащиеся в правоустанавливающих документах, ранее составленных документах технического учета и документах, связанных с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Австрофор", проанализировав положения нормативных документов, принятых федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, по вопросам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, правомерно пришли к выводу, что подъездной путь ЗАО "Австрофор" примыкает к железнодорожному пути ОАО "РЖД" в точке N 49 (передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 301), а стрелочный перевод N 300 в состав сооружения с кадастровым номером 35:02:0101013:318 не входит.
При таких обстоятельствах суды, установив, что в отношении объекта с кадастровым номером 35:02:0101013:318 в ЕГРН содержатся ошибочные сведения, внесенные на основании ошибочных сведений технического плана сооружения от 28.11.2014, правомерно в соответствии с положениями Закона о регистрации недвижимости удовлетворили уточненные требования ОАО "РЖД".
Доводы подателя жалобы о неправильном определении судами границ принадлежащего ему сооружения не могут быть приняты во внимание, поскольку относятся к фактической стороне спора, установление которой не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений положений главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при сборе, исследовании и оценке доказательств судами не допущено. Окончательные выводы судов основаны на фактических данных, в том числе установленных экспертом, подвергнутых правовой оценке.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 по делу N А13-11510/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Австрофор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.