11 февраля 2020 г. |
Дело N А56-41257/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
рассмотрев 11.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 по делу N А56-41257/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А&Е "Управляющая Компания "Уют" (адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 12, оф. 414; ОГРН 1147847061812; ИНН 7804526830; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; ОГРН 1037867000115; ИНН 7841000298; далее - Инспекция) от 04.02.2019 N 09/203-Р (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 17.07.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.10.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, предписание в оспариваемой части содержит правомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией на основании обращения жильца многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 60, а также распоряжения от 31.01.2019 N 09/203-Р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом, осуществляющим управление этим домом, требований жилищного законодательства к определению размера платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 04.02.2019 N 09/203-Р, что общая площадь жилых помещений многоквартирного дома, используемая для расчета Обществом платы за отопление за декабрь 2018 года (9144,8 кв.м.), не соответствует площади, указанной в техническом паспорте на многоквартирный дом (9144,3 кв.м.).
Об устранении указанного нарушения в срок до 10.04.2019 путем выполнения корректировки платы за отопление Инспекция выдала Обществу предписание от 04.02.2019 N 09/2003-Р (пункт 1).
Общество, не согласившись с предписанием в указанной части, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что при расчете Обществом использована общая площадь жилых помещений, содержащаяся в ведомости помещений и их площадей многоквартирного дома, являющейся приложением к техническому паспорту на многоквартирный дом, заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 данного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 42(1) Правил N 354 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Этими формулами предусмотрен такой показатель, как общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в указанном многоквартирном доме имеются только жилые помещения, для расчета платы за отопление Обществом применялась общая площадь жилых помещений - 9144,8 м кв., указанная в ведомости помещений и их площадей, являющейся приложением к техническому паспорту многоквартирного дома.
Исходя из того, что технический паспорт на многоквартирный дом не является единственным источником данных об общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, суды двух инстанций пришли к выводу о неправомерности предписания Инспекции в оспариваемой части.
Между тем судами не учтено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества (подпункт "а" пункта 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
В соответствии с частью 5 статьи 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации.
Согласно Приложению 12 к указанной Инструкции раздел "Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели" технического паспорта здания включает в себя показатель общей площади квартир - жилых помещений.
В письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 Министерство регионального развития Российской Федерации в рамках имевшихся у него полномочий разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Как усматривается из технического паспорта на указанный многоквартирный дом, общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме составляет 9144,3 кв.м. (том 1, л.д. 18-20).
Поскольку технический паспорт на дом с указанным показателем составлен с текущими изменениями, внесенными 16.09.2014, он содержит более актуальные сведения о многоквартирном доме, чем ведомость помещений и их площадей, составленная 07.10.2011 (том 1, л.д. 21-35).
Таким образом, управляющей организации при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению следовало применять показатель общей площади жилых помещений, указанный в техническом паспорте (9144,3 кв.м.), что и установлено Инспекцией.
Следовательно, предписание Инспекции в части возложения на Общество обязанности выполнить корректировку платы за отопление за указанный период соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для удовлетворения заявления, а обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2019 по делу N А56-41257/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.