13 февраля 2020 г. |
Дело N А42-6448/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Н.В., судей Дмитриева В.В., Малышевой Н.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Беляева А.Н. (доверенность от 24.12.2018),
рассмотрев 10.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А42-6448/2018,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Н. Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Ковдорский горно-обогатительный комбинат", адрес: 184141, Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Сухачева, д. 5, ОГРН 1025100575103, ИНН 5104002234 (далее - Компания), о взыскании 1 988 090 руб. штрафов.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 17.08.2019 исковое заявление удовлетворено частично, с Компании в пользу Общества взыскано 1090 547 руб. штрафа, 32 881 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 решение от 17.08.2019 оставлено без изменения.
Компания не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе Компания ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит решение от 17.08.2019 и постановление от 28.10.2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области в ином составе.
По мнению подателя жалобы, суды не приняли во внимание его доводы о том, что данные взвешивания спорного груза на динамических вагонных весах, отраженные в акте от 21.04.2017, являются недостоверными; Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 (далее - СМГС) не регламентирует деятельность в области единства измерений, а нормативы, регулирующие взвешивания на вагонных весах, судами не исследовались.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель Компании в судебное заседание не явился. Кассационная жалоба в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по железнодорожной накладной от 23.06.2017 N 23547039, оформленной в соответствии с СМГС, Общество приняло к перевозке груз в вагонах N 61798336, 53164877.
Отправителем груза является Компания, вагоны следовали по территории Российской Федерации в Китайскую Народную Республику, где получателем является Хэйлунцзянская международная торговая компания "Сянлун".
В перевозочных документах Компания указала, что по вагону N 61798336 масса нетто груза составляет 69 500 кг, по вагону N 53164877 - 70 000 кг.
При взвешивании перечисленных вагонов на станции Суйфэньхэ Китайской железной дороги обнаружено превышение фактической массы груза относительно сведений, указанных в железнодорожной накладной, а также превышение грузоподъемности вагонов.
Согласно коммерческому акту от 29.07.2017 N 0105801 фактическая масса нетто груза в вагоне N 61798336 составила 72 810 кг, согласно коммерческому акту от 26.07.2017 N 0105720 фактическая масса нетто груза в вагоне N 53164877 - 72 060 кг.
С учетом погрешности измерения в размере 2,2%, рассчитанной в соответствии с "МИ 3115-2008. Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденной федеральным государственным унитарным предприятием "ВНИИМС" 30.05.2008 (далее - Рекомендация МИ 3115-2008), превышение грузоподъемности вагона N 61798336 составило 1781 кг, вагона N 53164877- 520 кг.
В связи с неверным указанием массы груза провозная плата для вагона N 61798336 занижена на 430 руб. и для вагона N 53164877 - на 860 руб.
За превышение грузоподъемности вагонов Общество начислило Компании штрафы в размере 990 820 руб., за занижение размера провозных платежей - 997 270 руб.
Поскольку штрафы в добровольном порядке Компанией уплачены не были, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными по праву, рассмотрев ходатайство ответчика о снижении штрафов, частично удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 784, 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 26, 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", параграфами 1, 3 статьи 16, параграфом 1 статьи 23 СМГС, пунктами 6, 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС РФ) от 18.06.2003 N 43, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, суды признали доказанными факты искажения сведений о массе груза и превышения грузоподъемности вагонов, а также то, что расчет неустойки верно произведен в соответствии с пунктами 3, 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС, к неустойке применены положения статьи 333 ГК РФ.
Судами дана надлежащая оценка данным взвешивания спорного груза на динамических вагонных весах.
В соответствии с пунктом 27 протокола заседания Российско-Китайской смешанной пограничной железнодорожной комиссии (далее - Протокол) пограничные станции обеих сторон должны обеспечить у себя постоянную точность весов, используемых при передаче грузов.
Согласно пункту 29.2 Протокола передача грузов, перевозимых на открытом подвижном составе, производится на путях станции принимающей стороны в присутствии агента сдающей стороны.
В соответствии с пунктами 10.9, 10.19 служебной инструкции к СМГС проверка состояния, числа мест и массы груза производится совместно работниками сдающей и принимающей железных дорог до передачи и перегрузки груза в вагонах, предъявляемых сдающей дорогой. Если в результате совместной проверки составляется коммерческий акт, то он подписывается работниками обеих железных дорог.
Таким образом, проверка массы груза проводится до передачи вагонов с грузом Китайской железной дороге, а при вывозе груза перевеска осуществляется на территории принимающей дороги с участием дороги, сдающей вагон с грузом.
Судами установлено, что искажение отправителем сведений в железнодорожной накладной зафиксировано на станции Суйфэньхэ Китайской железной дороги в момент передачи вагона с грузом от российской стороны китайской совместно Обществом и Китайской железной дорогой, о чем представителями обеих дорог на китайском и русском языках составлен коммерческие акты N 0105801, 0105720.
Перевеска вагонов производилась на электронных динамических весах модели ZGU-100BWL, принадлежащих Китайской железной дороге, проверка которых подтверждена актом от 21.04.2017 проверки динамических вагонных весов N 00000392.
Как разъяснено в пункте 6 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной грузоотправителем на станции отправления, и массой, установленной перевозчиком при соответствующей проверке, не превышает значения допустимой погрешности. Величина погрешности устанавливается исходя из сложившихся обычаев, свойств груза, а также обстоятельств конкретной перевозки и подлежит доказыванию сторонами по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательством.
Вышеназванный акт отражает величины допустимых погрешностей, на основании которых комиссией в составе представителей железных дорог Китайской Народной Республики и Российской Федерации сделан вывод о возможности использования вагонных весов для взвешивания груза.
В соответствии с пунктом 8.1.1 Рекомендации МИ 3115-2008 вагонные весы для взвешивания в движении применяются при определении массы груза, перевозимого железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 6.2.4 Рекомендации МИ 3115-2008 недостача (излишек) массы груза определяется на станции назначения и в пути следования.
Суды установили, что при проверке выявлено превышение более чем на 1% массы груза по сравнению с указанными Компанией в перевозочных документах сведениями и превышение грузоподъемности 8 вагонов.
Ответчик, в свою очередь, не представил доказательств того, что выявленные расхождения в массе груза не превысили допустимую погрешность, которая определяется исходя из сложившихся коммерческих обычаев, свойств груза, а также обстоятельств конкретной перевозки.
Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу N А42-6448/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Васильева |
Судьи |
Н.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.