11 февраля 2020 г. |
Дело N А13-3857/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" Фоменко В.Н. (доверенность от 21.08.2018), от администрации города Вологды Малафеевской М.Г. (доверенность от 11.04.2018),
рассмотрев 11.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019 по делу N А13-3857/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" (адрес: 160012, г. Вологда, ул. Козленская, д. 119а, оф. 401; ОГРН 1123536001357; ИНН 3510008972; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к прокуратуре Вологодской области (адрес: 160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 17; ОГРН 1033500042696; ИНН 3525044123) о признании недействительным пункта 2 представления прокуратуры города Вологды от 19.02.2019 N 07-19-2019 (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (адрес: 160012, г. Вологда, пр. Советский, д. 80б; ОГРН 1103525002680; ИНН 3525236925; далее - Департамент) и администрация города Вологды (адрес: 160035, г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4; ОГРН 1033500051683; ИНН 3525064930; далее - Администрация) в лице Департамента городского хозяйства.
Решением суда первой инстанции от 16.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.10.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое представление содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, представитель Администрации просила в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой города Вологды на основании обращения Департамента городского хозяйства Администрации от 01.02.2019 проведена проверка соблюдения требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления.
В ходе проверки выявлено, что Общество, являясь региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, не обеспечило ряд контейнерных площадок в г. Вологде контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов, что привело к стихийному захламлению контейнерных площадок и нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
О незамедлительном принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, Прокуратура внесла Обществу представление от 19.02.2019 N 07-19-2019 (пункт 2).
Общество не согласился с представлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что оспариваемый пункт представления является правомерным и обоснованным, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 6 статьи 13.4 Закона накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 24.6 Закона, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в силу пункта 13(1) которых региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.
В соответствии с пунктом 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество определено региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Восточной зоны Вологодской области и осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории г. Вологды с 01.01.2019 на основании соглашения от 10.04.2018, заключенного с Департаментом на срок до 10.04.2028.
Судами также установлено, что Администрация, проведя 31.01.2019 осмотр контейнерных площадок, расположенных в г. Вологде по адресам: ул. Добролюбова, д. 33; ул. Карла Маркса, д. 15, д. 123; ул. М.Горького, д. 130, д. 132, д. 132а; ул. Открытая, д. 2, д. 2б; ул. Канифольная, д. 10, д. 12, д. 22; ул. Набережная 6 Армии, д. 211, д. 212; ул. Прокатова, д. 6; ул. Чернышевского, д. 116а; ул. Панкратова, д. 9; ул. Гончарная, д. 22, д. 30; Пошехонское ш., д. 48б, д. 48в; ул. Благовещенская, д. 76, д. 78, и выявив отсутствие на них контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, складирование мусора на данных контейнерных площадках и возле них, направила соответствующую информацию о нарушении требований законодательства в прокуратуру города Вологды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации, в частности, осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина руководителями коммерческих организаций.
Прокурор, реализуя указанные полномочия, вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона (пункт 1 статьи 22 Закона N 2202-1).
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого представления нормам действующего законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Вместе с тем вывод судов о наличии у Общества обязанности приобретать и устанавливать контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов является ошибочным.
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, обязанность обеспечить, в частности, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов возложена на организацию по обслуживанию жилищного фонда, к каковым Общество не относится.
Поскольку указанный вывод не привел к принятию неправильного решения, суд кассационной инстанции считает возможным оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.08.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2019 по делу N А13-3857/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АкваЛайн" (адрес: 160012, г. Вологда, ул. Козленская, д. 119а, оф. 401; ОГРН 1123536001357; ИНН 3510008972) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 12.12.2019 N 3126.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.