11 февраля 2020 г. |
Дело N А05-3187/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Дмитриева В.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Транс-Норд" Ледяева Д.Г. (доверенность от 22.04.2019),
рассмотрев 10.02.2020 в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Норд" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 по делу N А05-3187/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АрктикА", адрес: 163020, Архангельская область, город Архангельск, Никольский проспект, дом 1, корп. 1, офис 16, ОГРН 1172901005397, ИНН 2901285203 (далее - ООО "АрктикА"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Норд", адрес: 163071, Архангельская область, город Архангельск, улица Я. Тимме, дом 23, офис 213, ОГРН 1062901047296, ИНН 2901147154 (далее - ООО "Транс-Норд"), о взыскании 8 133 686 руб. в возмещение убытков, причиненных утратой груза (506 тонн металлолома), 10 591 000 руб. в возмещение убытков, причиненных "утратой" ответчиком груза, а также процентов, начисленных на общую сумму убытков в соответствии со статьей 413 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ), за период с даты вынесения решения по день фактической уплаты суммы убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Базис-Металл", адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, Поморская улица, дом 44, офис 1, ОГРН 1122901001970, ИНН 2901223951 (далее - ООО "Базис-Металл").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30.07.2019 иск удовлетворен частично. Взыскано с ООО "Транс-Норд" в пользу ООО "Арктика" 7 272 650 руб. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано. Взыскано с ООО "Транс-Норд" в доход федерального бюджета 45 296 руб. государственной пошлины. Взыскано с ООО "Арктика" в доход федерального бюджета 58 327 руб. государственной пошлины.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 решение от 30.07.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Транс-Норд" ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Податель жалобы считает, что суды посчитали вину ответчика в причинении убытков доказанной и не применили пункты 1 и 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подлежащие применению. По мнению ООО "Транс-Норд", его действия по выводу плавсредства из аренды и следование в порт города Архангельска были правомерны; на момент выхода буксира с баржой по данным ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" погодные условия были в пределах установленных норм и позволяли эксплуатацию судна.
Податель жалобы полагает, что результатом утраты груза стали не противоправные действия или бездействие экипажа буксира, а штормовые погодные условия, возникшие уже после выхода плавсредства в море, при этом экипаж незамедлительно предпринял все необходимые меры по спасению груза.
В данном случае ООО "Транс-Норд" считает не соответствующим установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам вывод суда апелляционной инстанции о том, что пунктом 2.4 договора аренды предусмотрен иной алгоритм действий в сложившейся ситуации применительно к периоду ее возникновения, однако ответчик предпочел руководствоваться пунктом 6.8 договора аренды. Податель жалобы указывает, что пункт 2.4 договора аренды регламентирует порядок действий при ледообразовании, а в данном случае льда на воде не было, что прямо указано в заключении управления надзора.
Кроме этого, по мнению подателя жалобы суды необоснованно отклонили довод ответчика о том, что на борту баржи фактически находилось 400 тонн металлолома (согласно записи в судовом журнале), а не 506 (как указано по коносаменту), и неправильно применили положения статьи 117 КТМ РФ; таким образом, стоимость утраченного груза (400 тонн) составляет исходя из 4500 руб. за тонну 1 800 000 руб., а не 2 777 000 руб., как взыскали суды.
По мнению подателя жалобы, стоимость перевозки груза не может быть взыскана с ответчика, поскольку он не является перевозчиком груза и не несет ответственность за его сохранность; сумма за перевозку, указанная в дополнительном соглашении, не может быть принята судами в расчет, поскольку данное соглашение было заключено 01.11.2018, то есть, на следующий день после опрокидывания баржи с грузом; вместе с тем, истец в тот же навигационный период осуществлял перевозку металлолома для ООО "Базис-Металл" по цене в три раза меньше, чем цена, указанная в дополнительном соглашении, подписанном между истцом и третьим лицом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, устно дополнив свою позицию относительно неправомерности передачи третьи лицом истцу прав на взыскание стоимости металла, поскольку истец не является его собственником.
Истец и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако их представители в суд не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.07.2018 ООО "Транс-Норд" (арендодатель) и ООО "АрктикА" (арендатор) заключили договор N 01-07/ТН 2018 аренды плавсредств с экипажем (далее - Договор).
По условиям Договора (пункт 1.1) арендодатель предоставляет арендатору баржебуксирный состав (плавсредство) с экипажем, в опционе арендодателя, за плату во временное владение и пользование с оказанием арендодателем услуг по технической эксплуатации плавсредства в течение всего срока аренды, для осуществления перевозок различных генеральных и насыпных грузов в соответствии с технико-эксплуатационными характеристиками плавсредств и их использование в пределах районов плавания, установленных действующими документами соответствующих Классификационных Обществ. В этом же пункте Договора приведены основные данные передаваемых в аренду плавсредств - буксира "Герой П.П. Кожин" и баржи "Баржа N 2".
В пункте 1.3 Договора срок аренды устанавливается с момента прихода плавсредства к причалу погрузки в порт "Архангельск", с подачей нотиса о начале аренды; дата окончания срока аренды должна находиться в пределах, указанных в регистровых документах плавсредств, с необходимым запасом времени для прибытия плавсредства в порт "Архангельск" с учетом начала льдообразования в порту, с подачей нотиса об окончании аренды, после чего подписывается акт приема-передачи плавсредства из аренды.
В соответствии с пунктами 1.2, 2.3 Договора арендатор обязался уплачивать арендодателю арендную плату в порядке и на условиях, определенных Договором, а также принял на себя расходы по оплате дизельного топлива, швартовного, причального сбора и обязательных портовых сборов по выходу/заходу из порта/в порт, сбору отработанных масел, снятию льяльных, хозяйственных фекальных вод, пищевого и сухого мусора, прочие расходы, необходимые для нормальной эксплуатации плавсредств за весь период аренды, оказывать содействие в закупке продуктов для экипажа.
В силу пункта 6.8 Договора при просрочке платежа на срок более 5 суток, арендодатель вправе вывести плавсредство из аренды в одностороннем порядке и направить судно вместе с имеющимся на борту грузом в порт города Архангельска либо другой близлежащий порт.
Баржебуксирный состав (далее - ББС) был передан ответчиком истцу по акту приема-передачи ББС с экипажем в аренду от 23.07.2018 в 11.00 мск (том дела 1, лист 15).
Как установлено судами, в связи с нарушением истцом сроков оплаты по Договору судовладелец (ответчик) 29.10.2018 отдал распоряжение капитану буксира "Герой П.П. Кожин", находящемуся в порту поселка Харасавэй, о следовании ББС в порт Архангельск. Данное распоряжение было исполнено капитаном буксира.
В момент получения капитаном буксира вышеуказанного распоряжения ББС использовался ООО "АрктикА" как экспедитором-перевозчиком для оказания услуг по транспортно-экспедиторскому обслуживанию ООО "Базис-Металл" (грузоотправителя/грузополучателя) во исполнение договора от 09.07.2018 N 1/ТЭ.
Согласно коносаменту N 3 БМ груз (металлолом) принят к перевозке 05.10.2018, род упаковки - клети, масса груза - 506 000 кг (том дела 1, лист 22).
Судом установлено, что по состоянию на момент выхода ББС из порта Харасавэй в порт Архангельск на борту плавсредства находилось 506 тонн металлолома, принадлежащего ООО "Базис-Металл".
Из материалов дела следует, что 31.10.2018 в 9 час. 50 мин. баржа "Баржа N 2", буксируемая буксиром "Герой П.П. Кожин", потеряла устойчивость и перевернулась, в результате чего груз затонул.
ООО "АрктикА", в связи с возникшей обязанностью возместить ущерб собственнику груза ООО "Базис-Металл", обратилось в адрес ООО "Транс-Норд" с претензией от 01.11.2018 N 1-1/11-2018 (том дела 1, лист 30), в которой предложило в течение 5 рабочих дней возместить арендатору (ООО "АрктикА") 8 736 336 руб. ущерба.
Поскольку претензия не удовлетворена, ООО "АрктикА" обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства и установив конкретные обстоятельства настоящего дела, удовлетворил требования истца частично.
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В силу пункта 2 указанной статьи Кодекса убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Вместе с тем кредитор, предъявляя требование о взыскании убытков, в соответствии со статьей 65 АПК РФ не освобождается от доказывания факта причинения ему убытков, их размера, противоправности действий должника, не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего договорные обязательства и наличия причинно-следственной связи между действиями должника и наступившими неблагоприятными последствиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно статье 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
В силу статьи 205 КТМ РФ в случае, если судно предоставлено фрахтователю для перевозки груза, он вправе от своего имени заключать договоры перевозки груза, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы.
В данном случае фрахтователь несет ответственность перед грузовладельцем в соответствии с правилами, установленными статьями 166 - 176 КТМ РФ.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя заявленные исковые требования о взыскании убытков в размере 7 272 650 руб. (2 277 000 руб. + 4 554 000 руб. + 441 650 руб.), правомерно и обоснованно исходили из следующего.
Рассматривая вопрос о возможности привлечения ответчика к ответственности в виде возмещения убытков, причиненных нарушением договорных обязательств, судебные инстанции исходили из необходимости совокупного установления обстоятельств нарушения ответчиком обязательства, наличия и размера убытков, причинной связи между возникновением убытков и нарушением ответчиком договорного обязательства.
Отсутствие одного из перечисленных условий исключает возмещение убытков.
В соответствии со статьей 635 ГК РФ, предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Члены экипажа являются работниками арендодателя и подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
В соответствии со свидетельством о классификации буксира "Герой П.П.Кожин", раздел "Районы и сезоны плавания", сезон плавания в Карском море, 10-мильная прибрежная зона от пролива Югорский Шар до п. Харасавей, Байдарацкая губа, органичен периодом июль - октябрь.
В соответствии с пунктом 1.3 договора аренды дата окончания срока аренды должна быть в пределах указанных в регистровых документах плавсредств и с необходимым запасом времени для прибытия плавсредства в порт Архангельск, учитывая начало льдообразования в порту Архангельск с подачей нотиса об окончании аренды, после чего подписывается акт приема-передачи плавсредства из аренды.
Письмом от 14.09.2018 N 22 ответчик ООО сообщил истцу о просрочке платежей по договору аренды, в том числе, повторно - 19.10.2018.
Поскольку требования ответчика о соблюдении условий договора аренды не исполнены истцом как в части сроков внесения арендных платежей, так и в части соблюдения требований по использованию плавсредства в установленных пределах районов плавания (буксир находился в пос. Харасавей, Карское море), 30.10.2018 ООО "Транс-Норд" указало капитану буксира "Герой П.П. Кожин" следовать в порт Архангельск и капитан названного буксира подчинился указанию ответчика следовать в порт Архангельск.
31.10.2018 в 9.50 мск Баржа N 2 опрокинулась и была отбуксирована в бухту Мутный Шар для зимней стоянки; запасы на момент передачи: дизельное топливо - 9 т, масло - 160 кг, пресная вода - 5 т.
10.11.2018 в 02.30 мск буксир "Герой П.П. Кожин" прибыл в порт Архангельск, поскольку иное ответчиком документально не опровергнуто.
ООО "Транс-Норд" составило акт приема-передачи ББС с экипажем из аренды в одностороннем порядке, поскольку к назначенному времени представитель истца для составления акта не явился.
Судами по материалам дела установлено, что между истцом и третьим лицом заключен договор транспортно-экспедиторского обслуживания по доставке грузов водным транспортом от 09.07.2018 N 1/ТЭ, а затем между ними заключено дополнительное соглашение от 01.11.2018 N 2 к указанному договору, по условиям которого истец обязался возместить путем оказания транспортных услуг причиненный третьему лицу ущерб в размере стоимости потерянного груза 2 277 000 руб., а также стоимость оплаченных, но не оказанных услуг по перевозке названного груза в размере 4 554 000 руб., из расчета 4500 руб. за одну тонну утраченного груза.
Пунктом 3.1 договора аренды предусмотрено, что арендодатель, помимо предоставления в аренду судов, обязуется предоставить услуги экипажа по технической эксплуатации плавсредства.
Ответственность перед грузовладельцем за вред, причиненный грузу при его перевозке по общему правилу несет перевозчик или фрахтователь судна, в данном случае - истец.
Согласно статье 206 КТМ РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.
Как указано выше, сезон плавания в Карском море, 10-мильная прибрежная зона от пролива Югорский Шар до п. Харасавей, Байдарацкая губа, органичен периодом июль - октябрь, однако 30.10.2018 ответчик дал указание капитану буксира "Герой П.П. Кожин" следовать в порт Архангельск.
Как следует из заключения Обь-Иртышского УГМРН Ространснадзора от 01.02.2019 N 4/2018 по расследованию аварийного случая на море, в числе причин аварийного случая указаны: эксплуатация в акватории Северного морского пути судов без разрешения Администрации Северного морского пути; отсутствие надлежащего наблюдения и непринятие своевременных мер экипажем буксира "Герой П.П. Кожин" в целях предотвращения обледенения груза и баржи; использование несамоходного судна "Баржа N 2" не по назначению и без соответствующей проверки остойчивости; забрызгивание и заливание баржи и груза при отрицательных температурах воздуха во время плавания под воздействием штормового ветра и волнения в условиях обледенения, что в совокупности привело к снижению остойчивости, большому статическому крену, смещению груза к правому борту, который при этом, с большой долей вероятности, повредил воздушные гуськи и фальшборт, что привело к затоплению балластных танков правого борта, потере остойчивости и последовавшему опрокидыванию н/с "Баржа N 2".
Таким образом, ООО "Транс-Норд", отдавая распоряжение капитану судна о переходе в порт Архангельска, должно было осознавать возможные последствия, которые фактически наступили в виде утраты спорного груза.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о доказанности факт вины ответчика в возникновении спорных убытков.
Условиями дополнительного соглашения от 01.11.2018 N 2 к договору транспортного обслуживания, предусмотрено, что истец обязался возместить путем оказания транспортных услуг, причиненный ООО "Базис-Металл" ущерб, на общую сумму 6 831 000 руб., из которых 4 554 000 руб. стоимость услуг по перевозке 506 тонн груза, исходя из 9000 руб. за тонну, 2 277 000 руб. стоимость самого груза, исходя из 4500 руб. за тонну. Названное соглашение не противоречит гражданскому законодательству, поскольку иное ответчиком не доказано.
В соответствии с частью 2 статьи 117 КТМ РФ наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами.
В материалы дела представлен коносамент N 3БМ, согласно которому на "Барже N 2" с использованием буксиров "Васин" и "Герой П.П. Кожин", для ООО "Базис-Металл" по маршруту порт Бованенково - порт Архангельск перевозилось 506 тонн металлолома; актами приема-передачи от 09.10.2018 и от 20.10.2018 также подтверждается факт принятии истцом к перевозке в порту Бованеково 540 тонн металлолома, в связи с чем доводы подателя жалобы о том, что на борту баржи фактически находилось 400 тонн металлолома (согласно записи в судовом журнале) не соответствуют названным доказательствам и подлежат отклонению.
Как правильно указали суды, по общему правилу стоимость оказываемых услуг включает в себя все затраты исполнителя услуги, понесенные в связи с ее оказанием, а также прибыль исполнителя, при этом затраты, понесенные истцом до начала перевозки, а также в связи с данной перевозкой сверх указанной суммы, являются предпринимательским риском истца и не находятся в причинно-следственной связи с действиями ответчика, приведшими к утрате груза.
Как установлено судами, стоимость перевозки одной тонны груза, согласованная в пункте 3.1 Договора транспортного обслуживания составила 9000 руб. за тонну, общая стоимость перевозки составила 4 554 000 руб. (9000 руб. * 506 тонн), в связи с чем судами обоснованно требование истца о взыскании убытков в размере 4 554 000 руб.
Обоснованно взысканы судами с ответчика и расходы в сумме 441 650 руб.
В соответствии с заключением Обь-Иртышского УГМРН Ространснадзора от 01.02.2019 N 4/2018 и выпиской из судового журнала буксира "Герой П.П. Кожин", последний вышел в рейс из пункта Харасавей в порт Архангельск 29.10.2018 в 6 час. 45 мин.; согласно записи в судовом журнале запас топлива на момент выхода в рейс составлял 34 тонны.
Судами установлено, что опрокидывание баржи произошло 31.10.2018 в 09 час. 50 мин.; мероприятия по спасению баржи завершились 03.11.2018 в 12 час. с установкой ее на якорь, после чего буксир "Герой П.П. Кожин" продолжил рейс в порт Архангельск и прибыл в этот порт 10.11.2018 в 2 час. 30 мин.
С учетом вступивших в законную силу судебных актов по делу N А05-16273/2018, отношения по договору аренды прекратились 10.11.2018, запас топлива на момент прибытия в порт Архангельск, в соответствии с записью в судовом журнале, составил 9 тонн, общая продолжительности рейса составила 11 суток 19 час. 45 мин., расход топлива - 25 тонн.
С учетом установления вины ответчика в произошедшем, суды пришли к выводу о том, что истец по вине ответчика в течение 2 суток 2 часов 10 мин. дополнительно нес расходы по аренде судна и обеспечению его топливом, по расчету суда первой инстанции за время вынужденной задержки дополнительно израсходовано 4,420 тонны топлива, а согласно представленному в материалы дела счету от 30.10.2018 N 20 на момент выхода судна в рейс топливо закупалось истцом по цене 55 000 руб. за тонну.
Таким образом, дополнительные расходы истца на топливо составили 243 100 руб. (55 000 руб. * 4,420 тонны).
С учетом изложенного, судами правильно определена сумма дополнительных расходов истца в размере 441 650 руб. (198 550 + 243 100), которые он понес в связи с задержкой рейса на период, затраченный на спасение баржи.
При таких фактических и правовых обстоятельствах судами правомерно и обоснованно удовлетворены исковые требования в части взыскания с ответчика убытков в размере 7 272 650 руб. (2 277 000 + 4 554 000 + 441 650).
В отказной части иска судебные акты не обжалуются.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с изложенным кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки оспариваемых ответчиком выводов судов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом всестороннего рассмотрения в двух судебных инстанциях, где получили надлежащую правовую оценку.
В данном случае указанные доводы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а по своей сути направлены на иную оценку имеющихся доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 по делу N А05-3187/2019 оставить без изменения, а кассационную
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Норд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.