14 февраля 2020 г. |
Дело N А56-35271/2019 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 13 февраля 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Всеволожские тепловые сети" Цыбина В.Ю. (доверенность от 25.07.2019), от акционерного общества "Управляющая компания "Всеволожские коммунальные системы" Даниловой Н.В. (доверенность от 19.01.2020),
рассмотрев 13.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Всеволожские тепловые сети" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А56-35271/2019,
установил:
Открытое акционерное общество "Всеволожские тепловые сети", адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, шоссе Дорога жизни, д. 11, ОГРН 1074703003803, ИНН 4703096470 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Управляющая компания "Всеволожские коммунальные системы", адрес: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Центральная ул., д. 6, пом. 6-Н, ОГРН 1064703000482, ИНН 4703083551 (далее - Управляющая компания), о взыскании:
- 7 121 114 руб. 34 коп. задолженности по договорам водоснабжения за период с 01.12.2018 по 31.01.2019 и 94 112 руб. 48 коп. пеней, начисленных по состоянию на 27.03.2019;
- 2 306 516 руб. 12 коп. задолженности по договорам горячего водоснабжения за период с 01.12.2018 по 31.01.2019 и 31 097 руб. 71 коп. пеней, начисленных по состоянию на 27.03.2019;
- 15 159 267 руб. 85 коп. задолженности по договорам теплоснабжения за период с 01.12.2018 по 31.01.2019 и 196 860 руб. 56 коп. пеней, начисленных по состоянию на 27.03.2019;
- пеней в размере действующей на момент оплаты одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начисленных на сумму долга 24 586 898 руб. 31 коп. за каждый день просрочки, начиная с 28.03.2019 по день фактического исполнения обязательства.
Решением суда первой инстанции от 15.05.2019 иск Общества удовлетворен в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 20.09.2019 решение суда первой инстанции от 15.05.2019 изменено.
С Управляющей компании в пользу Общества взыскано:
- 7 120 666 руб. 79 коп. задолженности по договорам водоснабжения за период с 01.12.2018 по 31.01.2019 и 85 683 руб. 47 коп. пеней, начисленных по состоянию на 27.03.2019;
- 1 910 104 руб. 21 коп. задолженности по договорам горячего водоснабжения за период с 01.12.2018 по 31.01.2019 и 24 222 руб. 47 коп. пеней, начисленных по состоянию на 27.03.2019;
- 15 027 912 руб. 85 коп. задолженности по договорам теплоснабжения за период с 01.12.2018 по 31.01.2019 и 186 182 руб. 87 коп. пеней, начисленных по состоянию на 27.03.2019;
- пени в размере действующей на момент оплаты одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начисленные на сумму долга 24 058 683 руб. 85 коп. за каждый день просрочки, начиная с 28.03.2019 по день фактического исполнения обязательства.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 20.09.2019 и оставить в силе решение от 15.05.2019.
По мнению подателя жалобы, в спорном периоде истец правомерно определял количество тепловой энергии, израсходованной на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (ГВС), в виде произведения объема горячей воды, зафиксированного общедомовым прибором учета (в куб.м), и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, установленного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2017 N 632 (0,066 и 0,072 Гкал/куб.м). Податель жалобы полагает, что примененный им способ определения количества тепловой энергии, израсходованной для предоставления коммунальной услуги по ГВС, не противоречит требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), а также разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017). Как указывает податель жалобы, использование Управляющей компанией для определения объема тепловой энергии, израсходованной на подогрев холодной воды, показаний индивидуальных приборов учета горячей воды приводит к освобождению ответчика от оплаты нераспределенного объема использованной горячей воды, что нарушает права истца и не соответствует положениям нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по оказанию коммунальных услуг гражданам.
Управляющая компания в отзыве просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании 23.01.2020 представитель Общества настаивал на доводах кассационной жалобы, а представитель Управляющей компании отклонил их.
По инициативе суда кассационной инстанции рассмотрение кассационной жалобы отложено на 13.02.2020.
После отложения судебное разбирательство продолжено тем же составом судей при участии представителей Общества и Управляющей компании, поддержавших ранее изложенные правовые позиции.
Законность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке по доводам, приведенным в кассационной жалобе Общества.
Как видно из материалов дела, Общество является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов исполнителям коммунальных услуг - юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг в отношении находящихся в ее управлении многоквартирных жилых домов.
В спорный период между сторонами были заключены договоры энергоснабжения (договоры водоснабжения, горячего водоснабжения и теплоснабжения) для целей оказания коммунальных услуг.
Во исполнение принятых по договорам обязательств истец осуществлял оказание ответчику услуг водоснабжения, горячего водоснабжения и теплоснабжения, направлял ответчику акты приема-передачи и счета-фактуры для оплаты потребленных коммунальных ресурсов.
Наличие у ответчика 7 121 114 руб. 34 коп. задолженности за услуги водоснабжения, 2 306 516 руб. 12 коп. задолженности за услуги горячего водоснабжения и 15 159 267 руб. 85 коп. задолженности за услуги теплоснабжения, оказанные истцом в период с 01.12.2018 по 31.01.2019, послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в отсутствие возражений ответчика удовлетворил исковые требования Общества в полном объеме, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Апелляционный суд, приняв за основу контррасчет ответчика, изменил решение суда первой инстанции.
В кассационной инстанции постановление апелляционного суда обжалуется только в части размера задолженности по договорам горячего водоснабжения и размера начисленных на сумму этой задолженности пеней.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что постановление апелляционного суда в обжалуемой части подлежит отмене с оставлением в силе в этой части решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
В соответствии с абзацем первым пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб.м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб.м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному для оплаты одного куб.м горячей воды.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям установленного в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета и оплачивать этот объем исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в спорном периоде Общество определяло количество тепловой энергии, израсходованной на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС как произведение объема горячей воды, зафиксированного общедомовым прибором учета, и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, установленного постановлением Правительства Ленинградской области от 28.12.2017 N 632 (соответственно 0,066 и 0,072 Гкал/куб.м).
Суд первой инстанции посчитал такой способ определения объема потребления коммунального ресурса ГВС правильным и взыскал с Управляющей компании в пользу Общества 2 306 516 руб. 12 коп. задолженности по договорам горячего водоснабжения за период с 01.12.2018 по 31.01.2019 и 31 097 руб. 71 коп. пеней, начисленных по состоянию на 27.03.2019.
Апелляционный суд изменил решение суда в этой части, приняв за основу контррасчет ответчика, произведенный исходя из объема горячей воды, зафиксированного индивидуальными приборами учета, и нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды, и взыскал с Управляющей компании в пользу Общества 1 910 104 руб. 21 коп. задолженности по договорам горячего водоснабжения за период с 01.12.2018 по 31.01.2019 и 24 222 руб. 47 коп. пеней, начисленных по состоянию на 27.03.2019.
Апелляционный суд исходил из того, что Управляющая компания не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса, фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией и должна оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам.
Общество, возражая против представленного Управляющей компанией контррасчета, ссылалось на то, что примененный Управляющей компанией способ определения объема ГВС в нарушение пункта 44 Правил N 354 освобождает исполнителя коммунальных услуг от обязанности по оплате потерь во внутридомовых инженерных сетях и сверхнормативного объема ГВС, потребленного на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно абзацу второму пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, что соответствует части 1 статьи 161 ЖК РФ и не может рассматриваться как нарушающее права исполнителя коммунальной услуги.
Вместе с тем, изменяя решение суда первой инстанции в части объемов потребления ГВС, апелляционный суд не принял во внимание правовую позицию, приведенную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943, необоснованно освободив Управляющую компанию от оплаты сверхнормативного объема ГВС, потребленного на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Исходя из положений подпункта "а" пункта 21 Правил N 124, исполнитель коммунальных услуг должен оплачивать суммарный расход горячей воды, объем которого определяется на основании показаний общедомового прибора учета в куб.м, с применением тарифа на ГВС, установленного для населения.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части (в части задолженности за услуги ГВС за спорный период).
Поскольку постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части не соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, оно подлежит частичной отмене, с оставлением в силе в отмененной части решения суда первой инстанции.
Учитывая, что размер задолженности по договорам горячего водоснабжения влияет на размер заявленного к взысканию основного долга по всем спорным договорам, постановление апелляционного суда в части суммы долга, на которую следует начислять пени за период с 28.03.2019 по день фактического исполнения обязательства, подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1, 2 и 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А56-35271/2019 в части взыскания с акционерного общества "Управляющая компания "Всеволожские коммунальные системы" в пользу открытого акционерного общества "Всеволожские тепловые сети" 1 910 104 руб. 21 коп. задолженности по договорам горячего водоснабжения за
период с 01.12.2018 по 31.01.2019 и 24 222 руб. 47 коп. пеней, начисленных по состоянию на 27.03.2019, отменить.
В отмененной части оставить в силе решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2019 по настоящему делу.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А56-35271/2019 в части взыскания с акционерного общества "Управляющая компания "Всеволожские коммунальные системы" в пользу открытого акционерного общества "Всеволожские тепловые сети" пеней в размере действующей на момент оплаты одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начисленных на сумму долга 24 058 683 руб. 85 коп. за каждый день просрочки, начиная с 28.03.2019 по день фактического исполнения обязательства, изменить, изложив резолютивную часть постановления в этой части в следующей редакции:
"Взыскать с акционерного общества "Управляющая компания "Всеволожские коммунальные системы" в пользу открытого акционерного общества "Всеволожские тепловые сети" пени в размере действующей на момент оплаты одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начисленные на сумму долга 24 455 095 руб. 76 коп. за каждый день просрочки, начиная с 28.03.2019 по день фактического исполнения обязательства."
В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2019 по делу N А56-35271/2019 оставить без изменения.
Взыскать с акционерного общества "Управляющая компания "Всеволожские коммунальные системы" (188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Центральная ул., д. 6, пом. 6-Н, ОГРН 1064703000482, ИНН 4703083551) в пользу открытого акционерного общества "Всеволожские тепловые сети" (188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, шоссе Дорога жизни, д. 11, ОГРН 1074703003803, ИНН 4703096470) 3000 руб. судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.