18 февраля 2020 г. |
Дело N А05-3261/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Власовой М.Г. и Константинова П.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Фомина И.А. (доверенность от 24.12.2018), от общества с ограниченной ответственностью "Гарант XXI век" Пыжова К.К. (доверенность от 01.06.2018),
рассмотрев 12.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант XXI век" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А05-3261/2019,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество; ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гарант XXI век", адрес: 164505, Архангельская область, город Северодвинск, Заозерный проезд, дом 4-Ж, ОГРН 1022900834516, ИНН 2902044345 (далее - Компания), об урегулировании разногласий при заключении договора от 13.11.2018 N 3-152 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью "Гарант XXI век" по станции Северодвинск Северной железной дороги (далее - Договор) в отношении подпункта 9.4.2 пункта 9.4 параграфа 9 Договора.
Иск принят судом с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 27.06.2019 урегулированы разногласия, возникшие между Обществом и Компанией при заключении Договора, подпункт 9.4.2 пункта 9.4 параграфа 9 Договора изложен в следующей редакции:
"Владелец уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 2600 км. Плата определяется с учетом ставки 3230 руб. за один километр в сутки, утвержденной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69. Плата начисляется в соответствии с п. 4 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС. В случае утверждения Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО "РЖД".
Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2019 решение изменено, из Договора исключено условие (абзац три пункта 9.4.1 Договора) о том, что в случае утверждения правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие правлением ОАО "РЖД".
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый, которым урегулировать разногласия, возникшие между ОАО "РЖД" и Компанией при заключении Договора, - изложить пункт 9.4.2 в следующей редакции: "Владелец уплачивает перевозчику плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, протяженностью 2600 км. Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим перевозчику, определяется по соглашению сторон и облагается НДС".
Податель жалобы считает, что плата за использование путей необщего пользования, рассчитанная по ставке, утвержденной внутренним документом ОАО "РЖД", не обладающим силой нормативного акта, не может быть принята в качестве обязательного условия для включения ее в Договор и Компания вправе требовать исключения спорного пункта из текста Договора.
По мнению подателя жалобы, условие о внесении ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем независимо от количества фактических выходов/ невыхода локомотива является обременительным и противоречит статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Компания подчеркивает, что установление размера данной платы относится к исключительной компетенции уполномоченного органа в области тарифов.
Податель жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие расходы Общества на содержание пути.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Общества обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ОАО "РЖД" является владельцем пути необщего пользования протяженностью 2600 км, расположенного в районе станции Северодвинск Северной железной дороги.
ОАО "РЖД" (перевозчик) направило Компании (владельцу железнодорожных путей необщего пользования протяженностью 675 м.) проект договора от 13.11.2018 N 3-152 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Северодвинск Северной железной дороги (далее - Договор).
Договор подписан Компанией с протоколом разногласий от 28.11.2018, которые в дальнейшем были сторонами урегулированы протоколами согласования разногласий от 26.12.2018 и 21.01.2019 к Договору, за исключением пункта 9.4.2 Договора.
ОАО "РЖД" предложило Компании принять пункт 9.4.2 Договора в следующей редакции: "Владелец уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 2600 км. Плата определяется с учетом ставки 3230 руб. за один километр в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69. Плата начисляется в соответствии с пунктом 4 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС. В случае утверждения правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие Правлением ОАО "РЖД".
Компания не согласилась с данной редакцией и настаивала на исключении указанного пункта Договора. При этом Компания не возражала против начисления платы за периоды фактического пользования ею путями необщего пользования.
Поскольку стороны не урегулировали разногласия относительно редакции пункта 9.4.2 Договора, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции пункт 9.4.2 Договора принят в редакции истца.
Апелляционная инстанция изменила решение суда первой инстанции, исключив из пункта 9.4.2 Договора абзац второй. В остальной части решение оставила без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) в действующей редакции перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017; далее Обзор от 20.12.2017).
При наличии разногласий сторон при заключении договора о содержании договорного условия применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, изложенные в пунктах 38 - 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
Принимая пункт 9.4.1 Договора (первый и второй абзацы) в редакции перевозчика, суды исходили из того, что обязанность по внесению платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, возлагается на пользователя железнодорожного пути необщего пользования (грузоотправителя, грузополучателя и т.д.) в силу статьи 58 Устава (с учетом вступивших с 01.04.2015 изменений).
Указанная плата вносится в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.
Исходя из положений статей 6 и 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пунктом 5 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, пункта 13 Обзора от 20.12.2017, суды пришли к правильному выводу о том, что согласование в Договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству.
Размер указанной платы определяется судом с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе доказательств экономической обоснованности размера платы и ее составляющих и, напротив, доказательств ее чрезмерности и неразумности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды двух инстанций исследовали представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и установили следующее.
Предложенная ОАО "РЖД" плата утверждена правлением ОАО "РЖД"; определена как единая среднесетевая на основании Методических рекомендаций по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (формула 3.4), утвержденных Министерством путей сообщения Российской Федерации от 21.12.2001 N И-1947у, с учетом методологических принципов построения ставок, которые установлены Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15.
Суды установили, что при определении размера ставки учтены расходы на текущее содержание пути и постоянных устройств, на одиночную смену материалов верхнего строения пути, пополнение и замену балласта, на работы по снего-, водо-, пескоборьбе, в части, соответствующей доле протяженности путей необщего пользования в общей протяженности путей ОАО "РЖД", расходы на виды капитального ремонта и амортизацию путей необщего пользования, а также расходы на оплату труда причастных работников, отчисления на социальные нужды, материальные затраты на топливо, материалы, электроэнергию, эксплуатацию машин и механизмов за 2010 год в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД", утвержденным приказом Министерства транспорта России от 31.12.2010 N 311, по статьям расходов 2101, 2102, 2106, 2112, 2117.
Для определения размера платы за использование железнодорожного пути необщего пользования для всех контрагентов ОАО "РЖД" применяется одинаковая ставка. Отличие в цене связано только с различной протяженностью железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого при подаче вагонов, которая должна быть согласована сторонами в договоре.
Кроме того, для применения ставки платы распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р введен в действие Временный порядок определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, который обеспечивает получение ОАО "РЖД" указанной платы в экономически обоснованном размере: каждый пользователь вносит плату в доле, соответствующей интенсивности использования пути при подаче и уборке вагонов в его адрес.
Рассчитанная на основе суммы затрат на содержание и ремонт на один километр подъездных путей в сутки за 2010 год ставка платы ежегодно индексируется не ниже уровня, одобренного Правительством Российской Федерации для тарифов, платы и сборов на грузовые железнодорожные перевозки и объявляется правлением Общества.
На 2018 год ставка платы проиндексирована и зафиксирована в протоколе правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69 для применения в размере 3230 руб. за один километр в сутки.
В обоснование своей позиции ОАО "РЖД" представило: пояснительный расчет по вопросу установления среднесетевой ставки платы за использование железнодорожного пути, из которого видно, что ставка 3230 руб., предложенная в проекте спорного договора, соответствует ставке, установленной правлением ОАО "РЖД" на 2018 год, и получена путем применения коэффициентов индексации; расчет ежесуточной платы, определенный по правилам Тарифного руководства N 3.
Суды пришли к выводу, что предложенная ОАО "РЖД" в пункте 9.4.2 Договора плата соразмерна определенной по правилам Тарифного руководства N 3, следовательно, не может быть признана чрезмерной, не соответствующей тем затратам, которые ОАО "РЖД" несет на содержание железнодорожных путей необщего пользования.
При этом суды приняли во внимание, что спорный путь использует только Компания; представитель ответчика этого не отрицал.
Указывая на возможность начисления платы только за периоды фактического использования ответчиком пути необщего пользования, Компания доказательств того, что взимание указанной платы за фактическое время использования пути компенсирует расходы ОАО "РЖД" на содержание указанного пути, не представило.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил размер ставки, предложенный истцом.
Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2019 в части изменения решения суда - исключения из Договора условия (абзац три пункта 9.4.1 Договора) о том, что в случае утверждения правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", стороны руководствуются новой ставкой с момента ввода ее в действие правлением ОАО "РЖД", - не обжалуется.
Приведенные в жалобе доводы повторяют позицию ответчика по делу, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А05-3261/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант XXI век" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.