18 февраля 2020 г. |
Дело N А66-7285/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Бобарыкиной О.А.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКС-1" на решение Арбитражного Тверской области от 24.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу N А66-7285/2019,
установил:
Акционерное общество "Атомэнергосбыт", адрес: 115432, Москва, Проектируемый 4062-й проезд, дом 6, строение 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКС-1", адрес: 171158, Тверская область, город Вышний Волочек, Рабочая улица, дом 81А, помещение 1001, ОГРН 1156908000204, ИНН 6908014792 (далее - Компания), о взыскании с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения исковых требований 39 394 руб. 55 коп. задолженности по оплате электрической энергии, поставленной в феврале 2019 года, 571 руб. 22 коп. неустойки за период с 16.03.2019 по 12.05.2019, а также неустойки, начисленной с 13.05.2019 по день фактического исполнения обязательства по погашению долга.
Определением суда от 27.05.2019 иск принят к производству, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.07.2019 (резолютивная часть изготовлена 16.07.2019), оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Компания, посчитав, что обжалуемые судебные акты приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: суды освободили Общество от бремени доказывания обстоятельств, на которые оно ссылается; подтверждающих наличие присоединенной сети Общества к сетям Компании документов в суд не представлено; в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие общедомовых приборов учета, их установку и ввод в эксплуатацию в многоквартирных домах города Вышний Волочек, расположенных по адресу: Московское шоссе, дом 20/95; Казанский проспект, дома 93, 123; Большая Садовая улица, дом 82; улица Крылова, дом ; улица Красных Печатников, дом 55/88; а также в поселках Пригородный, улица Гагарина, дом 20 и Терелесовский, Дорожная улица, дом 1/1; в имеющихся в материалах дела актах допуска приборов учета отсутствуют сведения об уведомлении и присутствии при допуске управляющей компании; не представлено документов, подтверждающих факт оказания Компанией услуг по управлению многоквартирными домами; Общество выставляет собственникам помещений многоквартирных домов счета на оплату, в том числе на общедомовые нужды, что следует из решения Арбитражного суда Тверской области от 01.11.2018 по делу N А66-8169/2018; суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, поскольку материалы дела не содержат доказательств признания Компанией исковых требований; при рассмотрении настоящего дела необходимо было выяснить обстоятельства относительно наличия присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, действующих (прошедших поверку) общедомовых приборов учета (или их отсутствия), а также трансформаторов тока, индивидуального потребления собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома, наличия договора управления многоквартирным домом (дата его заключения и расторжения), определения границ балансовой и эксплуатационной ответственности.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.03.2014 N 116 Обществу с 01.04.2014 присвоен статус гарантирующего поставщика Тверской области за исключением второй зоны деятельности открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" и зоны деятельности открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт".
В отсутствие заключенного договора Общество в феврале 2019 года поставляло электрическую энергию в многоквартирные дома, управление которыми осуществляла Компания.
В связи с неоплатой поставленной электрической энергии Общество в претензии от 21.03.2019 N 69-56/945 потребовало от Компании уплаты 3 181 280 руб. 34 коп. задолженности за период с 01.01.2016 по 28.02.2019.
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения Общество обратилось в суд с иском о взыскании с Компании 39 394 руб. 55 коп. задолженности по оплате потребленной в феврале 2019 года электрической энергии (12 011 кВт/ч).
Суд первой инстанции, установив факт поставки электрической энергии и в отсутствие доказательств ее оплаты, пришел к выводу об обоснованности требований Общества в связи с чем удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, правление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 этого Кодекса.
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает её заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учётом степени благоустройства многоквартирного дома; а также даёт право требовать с потребителей внесения платы за коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 этого Кодекса.
Из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания, а потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Согласно пункту 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем.
Суды установили, что в спорный период Компания выбрана управляющей организацией в спорных многоквартирных домах, что влечет возникновение у нее обязанностей исполнителя коммунальных услуг с одновременным осуществлением функций по подаче в многоквартирные дома коммунальных ресурсов и обслуживанию внутридомовых инженерных систем. Компанией как исполнителем коммунальных услуг производилась поставка электрической энергии в многоквартирные дома.
Также суды указали, что в спорных многоквартирных домах установлены общедомовые приборы учета.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Общество определило объем электрической энергии на общедомовые нужды в соответствии с Правилами N 124.
Стоимость электрической энергии рассчитана Обществом исходя из тарифов, утверждённых приказом государственного учреждения "РЭК Тверской области" от 30.06.2016 N 33-нп.
Общество осуществляло начисления Компании в соответствии со сведениями об управлении ею домами, размещёнными на сайте www.reformagkh.ru.
В материалы дела в подтверждение осуществления Компанией деятельности по управлению спорными многоквартирными домами представлена анкета Компании с указанного сайта, а также выданная Инспекцией лицензия от 24.04.2015 N 000033 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Кроме того, в материалы дела представлена жалоба Компании от 06.05.2019 N 060519/2ж в управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области, в которой Компания указывает, что Общество поставляет электрическую энергию в многоквартирные дома, находящиеся в управлении Компании.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о факте поставки в феврале 2019 года электрической энергии в многоквартирные дома, находившиеся в управлении Компании.
Отсутствие письменного договора не освобождает Компанию от обязанности оплатить поставленный в многоквартирные дома коммунальный ресурс.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 этих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Как указали суды, информация о показаниях общедомовых приборов учета и объем индивидуального потребления подтверждены актами первичного учета, ведомостями потребления электрической энергии.
В материалы дела представлены в копиях акты допуска приборов учета в эксплуатацию, относительно оформления которых возражений в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялось.
Ссылка Компании на судебные акты по делу N А66-8169/2018 несостоятельна, поскольку при рассмотрении указанного дела суд первой инстанции установил, что Общество поставляло электрическую энергию собственникам и пользователям помещений в спорных многоквартирных домах на индивидуальное потребление. Сведений о взыскании Обществом с собственников платы за электрическую энергию, поставленную на общедомовые нужды, указанное дело не содержит.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства. Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет задолженности и неустойки, представленный Обществом, судами проверен и признан правильным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц восемьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей четыреста тысяч рублей.
Согласно части 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что: порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны, необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
В силу пункта 1 части 1 статьи 227 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно вынес определение о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного производства.
Поскольку суд не усмотрел оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного Тверской области от 24.07.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 по делу N А66-7285/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКС-1" - без удовлетворения.
Судья |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.