19 февраля 2020 г. |
Дело N А42-1176/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВЛАК" Полухина А.В. (доверенность от 06.08.2020), от федерального государственного бюджетного учреждения "Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" Срубилиной И.И. (доверенность от 09.01.2020 N 01), Плиско К.Н. (доверенность от 09.01.2020 N 03),
рассмотрев 12.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЛАК" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А42-1176/2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЛАК", адрес: 238741, Калининградская обл., г. Светлый, Рыбацкая ул., д. 1, лит. Р, оф. 2, ОГРН 1023900768044, ИНН 3903004957 (далее - Общество, ООО "ВЛАК"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решений федерального государственного бюджетного учреждения "Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ", адрес: 183001, г. Мурманск, Траловая ул., д. 12А, ОГРН 1135190008755, ИНН 5190023651 (далее - Учреждение, ФГБУ "Северный ЭО АСР"), от 09.11.2018 об изъятии временных свидетельств об управлении безопасностью рыболовных судов "МРТК-1051" и "Нерва".
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "ВЛАК", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы ссылается на то, что Федеральным законом от 14.06.2011 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) были внесены изменения, и с 01.07.2011 из статьи 53 КТМ РФ исключены полномочия федерального органа исполнительной власти в области рыболовства по установлению требований к минимальному составу экипажа судна. Также Общество указывает, что ему в соответствии со статьей 53 КТМ РФ были выданы свидетельства о минимальном составе экипажа судов, обеспечивающего безопасность, которые не признаны недействительными. В силу названных обстоятельств ООО "ВЛАК" считает, что у Учреждения отсутствовали основания для изъятия временных свидетельств об управлении безопасностью рыболовных судов "МРТК-1051" и "Нерва".
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представители Учреждения возражали против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу на праве собственности принадлежат рыболовные суда "МРТК-1051", бортовой номер К-1410 и "Нерва", бортовой номер К-2027.
Учреждение 20.08.2018 и 21.08.2018 выдало Обществу временные свидетельства об управлении безопасностью СЗ N 0467 сроком до 19.02.2019 в отношении рыболовного судна "Нерва" и N 0468 сроком до 20.02.2019 в отношении рыболовного судна "МРТК-1051", в соответствии с которыми система управления безопасностью рыболовных судов освидетельствована и отвечает требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее - МКУБ), что свидетельствует о наличии у судовладельца рыболовных судов документа о соответствии, применимого к данным рыболовным судам.
Капитаном морского порта Калининград 23.08.2018 и 28.08.2018 на основании положений правила V/14.2.2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками по уполномочию Правительства Российской Федерации выданы Обществу свидетельства о минимальном составе экипажа указанных рыболовных судов сроком до 23.08.2023 и 28.08.2023 соответственно в следующем минимальном составе экипажа: капитан - 1 человек; вахтенный помощник капитана - 1 человек; механик - 2 человека; вахтенный матрос - 1 человек, с указанием на то, что квалификация и число членов экипажа обеспечивают выполнение всех требований резолюции ИМО А.1047(27) и Конвенции МОТ 2006, касательно безопасности судна, людей, груза и окружающей среды, рабочего времени и времени отдыха экипажа.
В рамках взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в адрес ФГБУ "Северный ЭО АСР" 07.11.2018 поступило уведомление капитана морского порта Усть-Луга от 07.11.2018 N 439 о том, что в порту Усть-Луга находятся рыболовные суда, в том числе "МРТК-1051" и "Нерва", укомплектованные экипажами, не соответствующими по количеству требованиям приказа Федерального агентства по рыболовству от 05.08.2010 N 676 "О внесении изменений в Минимальный состав экипажа судна рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного Приказом Федерального агентства по рыболовству от 21.09.2009 N 836" (далее - Приказ N 836). Также Учреждению представлены судовые роли "МРТК-1051" и "Нерва".
Проанализировав представленные капитаном порта Усть-Луга сведения, придя к выводу о нарушении заявителем требований Приказа N 836, пункта 1 статьи 53 КТМ РФ, пункта 6.2 МКУБ в части комплектования минимального безопасного состава экипажа, руководствуясь подпунктом "г" пункта 14 Приложения N 2 к приказу Минсельхоза России от 28.04.2015 N 166 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2012 N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения" (далее - Приказ N 166), Учреждение приняло решения об изъятии и аннулировании временных свидетельств об управлении безопасностью СЗ от 20.08.2018 N 0467 и от 21.08.2018 N 0468, о чем уведомило Общество письмами от 09.11.2018 N 1314/01-14 и N 1317/01-14.
Не согласившись с указанными решениями Учреждения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о наличии у ФГБУ "Северный ЭО АСР" оснований для вынесения оспариваемых решений.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация является участником Конвенции о Международной морской организации (Женева, 06.03.1948) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.
Ассамблея Международной морской организации Резолюцией А.741(18) 04.11.1993 приняла МКУБ, призвав правительства применять его на национальной основе как можно скорее, но не позднее 01.06.1998, до разработки требований об обязательном применении названного Кодекса (пункты 1 и 2 Резолюции).
Согласно поправкам, одобренным 24.05.1994 Резолюцией N 1 Конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и вступившим в силу 01.07.1998, приложение к СОЛАС-74 было дополнено главой IX "Управление безопасной эксплуатацией судов", на основании которой нормы МКУБ получили обязательный характер.
Пунктами 13.1, 13.2 части "В" МКУБ предусмотрено, что судно должно эксплуатироваться компанией, получившей относящийся к этому судну документ о соответствии, который выдается Администрацией (правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавать), организацией, признанной Администрацией, или по просьбе Администрации другим Договаривающимся правительством любой компании, если таковая отвечает требованиям названного Кодекса. Исходя из пункта 1.1.2 части "А" МКУБ, под компанией понимается собственник судна или любая другая организация, или лицо, такое как управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца и которые при этом согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые МКУБ.
Обязательность выдачи свидетельства об управлении безопасностью, которое должно приниматься как доказательство того, что судно соответствует требованиям МКУБ, следует из положений пункта 13.7 части "В" МКУБ.
Пунктом 1.3 части "А" МКУБ закреплено, что требования МКУБ могут применяться ко всем судам.
Правительством Российской Федерации 08.10.2012 принято постановление N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения", пунктом 3 которого установлено, что в отношении рыболовных судов и их судовладельцев функции, возложенные в соответствии с МКУБ на Администрацию, осуществляет Минсельхоз России, а именно: определяет порядок освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям МКУБ, порядок выдачи документа о соответствии судовладельца требованиям МКУБ и изъятия такого документа, порядок выдачи судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства.
Порядок освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям МКУБ, порядок выдачи документа о соответствии судовладельца требованиям МКУБ и изъятия такого документа, а также порядок выдачи судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства определены приказом Минсельхоза России от 28.04.2015 N 166 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2012 N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения".
В силу подпункта 1 пункта 2 Приложения 1 к Приказу N 166 Учреждение является уполномоченной организацией на освидетельствование рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям МКУБ.
Согласно подпункту "г" пункта 14 Приложения N 2 к Приказу N 166 свидетельство об управлении безопасностью изымается уполномоченной организацией в случае, если имеется доказательство существенного несоответствия МКУБ.
В данном случае основанием для изъятия свидетельства об управлении безопасностью рыболовных судов "МРТК-1051" и "Нерва" послужил факт работы в море данных судов, укомплектованных экипажем, не соответствующим по количеству и должностям требованиям Приказа N 836.
Суды, признавая законными оспариваемые решения Учреждения об изъятии свидетельств об управлении безопасностью судов, исходили из нарушения Обществом положений Приказа N 836 о минимальном составе экипажа, в соответствии с которым минимальный состав экипажа добывающих судов типа ММРТР "Балтика" пр. 1328 (валовая вместимость менее 200) включает в себя такие должности, как капитан, старший помощник капитана, боцман, матрос, старший механик, второй механик и повар.
При этом судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 53 КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для: 1) обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; 2) выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; 3) недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.
Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами (часть 2 статьи 53 КТМ РФ).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2002 N 138 "Об утверждении Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов" (далее - Приказ N 138) установлены требования к численному составу и квалификации экипажа судна, достаточных для обеспечения безопасности эксплуатации самоходных транспортных судов.
В силу абзаца второго части 2 указанной статьи при осуществлении контроля в морских портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа от 28.08.2018 и от 23.08.2018 на борту судов должны находиться пять человек, имеющих надлежащую квалификацию, а именно: капитан, вахтенный помощник капитана, два механика и вахтенный матрос. Указанные свидетельства соответствуют требованиям Приказа N 138, что не опровергается Учреждением.
Согласно представленной судовой роли на судно "МРТК-1051" от 08.10.2018 на борту судна в соответствии с квалификацией находились шесть членов экипажа: один капитан, один вахтенный помощник капитана, два механика и два вахтенных матроса.
Согласно судовой роли на судно "Нерва" от 21.10.2018 на борту судна в соответствии с квалификацией находились шесть членов экипажа: один капитан, один вахтенный помощник капитана, два механика и два вахтенных матроса.
Согласно судовой роли на судно "МРТК-1051" от 01.11.2018 на борту судна в соответствии с квалификацией находились шесть членов экипажа: один капитан, один вахтенный помощник капитана, два механика и два вахтенных матроса.
Согласно судовой роли на судно "Нерва" от 01.11.2018 на борту судна в соответствии с квалификацией находились шесть членов экипажа: один капитан, один вахтенный помощник капитана, два механика, один тралмастер и один вахтенный матрос.
Таким образом, судами фактически установлено соответствие состава экипажа судов данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судов, обеспечивающего безопасность, что в силу части 2 статьи 53 КТМ РФ является подтверждением того, что суда укомплектованы экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судов.
В силу указанных обстоятельств суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у Учреждения не имелось законных оснований для вынесения оспариваемых решений.
Что касается ссылки судов первой и апелляционной инстанций на положения Приказа N 836, то данный документ в рассматриваемый период не подлежал применению в силу положений части 2 статьи 53 КТМ РФ. Кроме того, приказом Федерального агентства по рыболовству от 05.02.2019 N 41 указанный нормативный акт признан утратившим силу в целях приведения нормативных правовых актов агентства в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Поскольку при рассмотрении дела судами были установлены все обстоятельства по делу, но имеет место неправильное применение норм права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 по делу N А42-1176/2019 отменить.
Признать недействительными решения федерального государственного бюджетного учреждения "Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" от 09.11.2018 об изъятии временных свидетельств об управлении безопасностью рыболовных судов "МРТК-1051" и "Нерва".
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.