19 февраля 2020 г. |
Дело N А66-5849/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бородулиной Е.А. (доверенность от 26.11.2019 N 69-04),
рассмотрев 12.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 по делу N А66-5849/2017,
установил:
индивидуальный предприниматель Уткин Игорь Анатольевич, ОГРНИП 308695215500069 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 24, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство), с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об установлении начальной цены продажи с публичных торгов земельного участка площадью 87 633 кв.м с кадастровым номером 69:10:0000012:1015 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Михайловское с/п, дер. Стрельниково, в размере его рыночной стоимости.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 22.01.2019 для совместного рассмотрения с первоначальным иском принят к производству встречный иск Министерства к Предпринимателю об установлении начальной цены продажи с публичных торгов указанного земельного участка исходя из его кадастровой стоимости в размере 290 494 руб. 63 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Флоря Виорел.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17.09.2019 требования Предпринимателя удовлетворены частично: начальная цена участка для продажи с публичных торгов установлена в размере 502 400 руб.; в удовлетворении остальной части первоначального иска отказано; в удовлетворении встречного иска Министерства отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 17.09.2019 и постановление от 28.11.2019, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований Предпринимателя.
Суды, по мнению подателя жалобы, не учли, что определенная по результатам судебной экспертизы рыночная стоимость участка существенно превышает значение его кадастровой стоимости. Министерство считает, что заключение эксперта от 29.03.2019 N 09/19оц, на которое опирались суды, не соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и федеральных стандартов оценки, и что суды неправомерно отказали в удовлетворении ходатайства Министерства о назначении повторной экспертизы.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица извещены надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Уткин Игорь Анатольевич являлся собственником земельного участка площадью 87 633 кв.м с кадастровым номером 69:10:0000012:1015 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Михайловское с/п, дер. Стрельниково (далее - Участок), относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 23.12.2015 по делу N А66-10514/2015 в связи с неиспользованием в сельскохозяйственных целях Участок изъят у Предпринимателя путем продажи с публичных торгов.
Министерством 31.02.2017 было опубликовано извещение о проведении торгов в форме отрытого аукциона по продаже Участка.
В извещении была указана начальная цена продажи Участка в размере 87 989 руб. в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости Участка, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Агентство независимой оценки и экспертизы".
В связи с подачей только одной заявки на участие в аукционе торги по продаже Участка признаны несостоявшимися.
Между Министерством (продавцом) и Флоря В. (покупателем) - единственным участником признанного несостоявшимся аукциона 19.05.2017 был заключен договор купли-продажи Участка по начальной цене (87 989 руб.).
Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Тверской области от 02.07.2018 по делу N 2-852/2018 признаны недействительными торги по продаже Участка и договор купли-продажи Участка от 19.05.2017, заключенный с единственным участником этих торгов, применены последствия недействительности названного договора. При рассмотрении указанного дела суд пришел к выводу о том, что при проведении торгов Министерством были допущены существенные нарушения, занижена рыночная стоимость Участка.
Ссылаясь на необходимость установления начальной цены продажи Участка для целей проведения публичных торгов во исполнение решения Арбитражного суда Тверской области от 23.12.2015 по делу N А66-10514/2015 Предприниматель и Министерство обратились в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу. При этом Предприниматель просил установить начальную цену продажи Участка исходя из его рыночной стоимости, Министерство - в соответствии с его кадастровой стоимостью, определенной приказом Министерства от 20.11.2013 N 3-нп.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции определением от 07.02.2019 удовлетворил ходатайство сторон и назначил судебную экспертизу для определения рыночной стоимости Участка. Проведение экспертизы было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Региональное агентство оценки "Консультирование, экспертиза собственности" Батуриной Ольге Юрьевне.
Согласно заключению эксперта Батуриной О.Ю. от 29.03.2019 N 09/19оц рыночная стоимости Участка составила 628 000 руб.
Суд первой инстанции исследовал представленные в материалы дела доказательства и пришел к выводу о соответствии заключения эксперта Батуриной Л.Ю. требованиям действующего законодательства, регулирующего оценочную деятельность, признал его допустимым доказательством, которое может быть использовано для определения рыночной стоимости Участка, и установил начальную цену Участка для его продажи с торгов в размере 502 400 руб., исходя из стоимости Участка, определенной по результатам судебной экспертизы (628 000 руб.), за вычетом затрат на проведение культуртехнической мелиорации (125 600 руб.).
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно пункту 10 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ, действующей с 04.07.2016, начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Законом N 135-ФЗ, или его кадастровая стоимость, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до принятия решения о проведении публичных торгов.
В силу пункта 11 той же статьи в случае, если по результатам обследований, предусмотренных Федеральным законом от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения находится в состоянии, непригодном для ведения сельского хозяйства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, начальная цена такого земельного участка уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения работ по культуртехнической мелиорации в отношении такого земельного участка, но не более чем на 20 процентов.
Кадастровая стоимость Участка, требование об установлении которой в качестве начальной цены торгов заявлено Министерством, была определена приказом Министерства от 20.11.2013 N 3-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тверской области".
Поскольку на дату принятия решения по настоящему делу с момента утверждения результатов кадастровой оценки земель прошло более 5 лет, суды пришли к правильному выводу о необходимости определения начальной цены продажи Участка на торгах исходя из его рыночной стоимости, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении встречного иска Министерства.
Ввиду возникновения между сторонами спора о величине рыночной стоимости Участка, в соответствии со статьей 82 АПК РФ для ее определения была назначения судебная экспертиза.
Суды применили положения статьи 6 Закона N 101-ФЗ, оценили по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства и пришли к обоснованному выводу о том, что начальная цена Участка для продажи на публичных торгов должна быть установлена в размере 502 400 руб., исходя из его рыночной стоимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, за вычетом расходов на проведение работ по культуртехнической мелиорации.
В силу части 2 статьи 87 АПК РФ основанием для назначения повторной экспертизы является возникновение сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличие противоречий в выводах эксперта.
Вопрос о необходимости проведения экспертизы, в том числе и повторной, согласно статьям 82 и 87 АПК РФ относится к компетенции суда, рассматривающего спор по существу.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; проверяет и оценивает доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, соотношения с другими доказательствами, также проверяет их достаточность и взаимную связь в совокупности.
Оценив полученное по результатам проведенной судебной экспертизы заключение эксперта Батуриной О.Ю. и данные экспертом пояснения по правилам статей 71, 86 АПК РФ, суды приняли его в качестве допустимого и достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость Участка. При этом суды пришли к выводу о соответствии этого заключения требованиям действующего законодательства, посчитали, что экспертом исследован необходимый и достаточный материал, методы исследования, а также сделанные на их основе выводы, обоснованы.
Возражения Министерства по данному заключению относительно использованных объектов-аналогов были подробно исследованы судами и мотивированно отклонены.
Ввиду отсутствия сомнений в обоснованности заключения эксперта Батуриной О.Ю. суды не установили предусмотренных частью 2 статьи 87 АПК РФ оснований для удовлетворения ходатайства Министерства о назначения повторной экспертизы.
Довод подателя жалобы со ссылкой на утверждение приказом Министерства от 20.11.2019 N 11-нп результатов кадастровой оценки земель, согласно которому кадастровая стоимость Участка определена в размере 290 941 руб. 56 коп., отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку названный приказ был издан уже после принятия судом решения по настоящему делу.
Само по себе различие значений кадастровой и рыночной стоимостей Участка не свидетельствует в безусловном порядке о недостоверности величины определенной по результатам судебной экспертизы рыночной стоимости земельного участка.
Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, то предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых решения и постановления у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.09.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2019 по делу N А66-5849/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.