26 февраля 2020 г. |
Дело N А26-7066/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от публичного акционерного общества "Ростелеком" Прилучного М.Г. (доверенность от 14.11.2019 N 02/29/425-19), от казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия" Семеновой О.Е. (доверенность от 15.01.2020 N 2),
рассмотрев 25.02.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 по делу N А26-7066/2019,
установил:
Публичное акционерное общество "Ростелеком", адрес: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388 (далее - ПАО "Ростелеком"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий аукционной комиссии казенного учреждения Республики Карелия "Управление автомобильных дорог Республики Карелия", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Шотмана (Первомайский р-н), д. 10А, ОГРН 1051000017661, ИНН 1001048977 (далее - Учреждение), по признанию второй части заявки ПАО "Ростелеком" не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе (закупка N 0306200005119000084, идентификационный код закупки 192100104897710010100100400980000000), недействительным протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2019 N 0306200005119000084, а также обязании Учреждения отменить указанный протокол и назначить новую дату рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Войслинк", адрес: 127322, Москва, ул. Милашенкова, д. 4А, корп. 1, эт. 2, пом. I, ком. 14, ОГРН 5067746884761, ИНН 7715617958 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 05.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.11.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Ростелеком", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты, принять новый - об удовлетворении заявления.
По мнению подателя кассационной жалобы, Учреждение неправомерно, по формальной безосновательной причине признало вторую часть заявки ПАО "Ростелеком" не соответствующей требованиям документации об аукционе; до 27.06.2019 - окончания срока подачи заявок на участие в аукционе у заявителя отсутствовала возможность представить свой действующий устав и внести изменения в реестр участников электронного аукциона в связи с осуществлением налоговым органом действий по государственной регистрации таких изменений и подготовке этих документов к выдаче; на даты проведения аукциона (01.07.2019) и принятия аукционной комиссией решения о несоответствии второй части заявки ПАО "Ростелеком" требованиям аукционной документации (04.07.2019) Учреждение имело возможность ознакомиться с актуальной редакцией устава заявителя, но не сделало этого, что противоречат основным принципам гражданского законодательства и законодательства в сфере закупок - добросовестности участников и обеспечения конкуренции соответственно.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ПАО "Ростелеком" поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения.
Общество, извещенное надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.06.2019 на сайте единой электронной торговой площадки www.roseltorg.ru и официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оборудования (автоматизированных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в Республике Карелия) и аукционная документация по нему, информация о заказчике - Учреждении, начальной (максимальной) цене контракта - 4 894 933 руб. 32 коп., дате и времени начала подачи заявок - 11.06.2019 в 14 ч 41 мин, окончания подачи заявок - 27.06.2019 до 08 ч 00 мин, проведения электронного аукциона - 01.07.2019 в 09 ч 59 мин.
Для участия в аукционе было подано четыре заявки, рассмотрев которые, аукционная комиссия приняла решение о допуске лиц, их подавших, к участию в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2019 N 0306200005119000084 заявка ПАО "Ростелеком" признана не соответствующей требованиям аукционной документации и отклонена на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в связи с предоставлением на момент окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в составе второй части заявки недостоверной информации об участнике аукциона (недействующего учредительного документа - устава).
Аукцион признан несостоявшимся на основании части 13 статьи 69 Закона о N 44-ФЗ.
Посчитав действия аукционной комиссии Учреждения по признанию второй части заявки ПАО "Ростелеком" не соответствующей требованиям документации об аукционе незаконными, а протокол подведения итогов электронного аукциона недействительным, ПАО "Ростелеком" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован статьей 66 Закона N 44-ФЗ, требования ко второй части заявки установлены в части 5 указанной статьи.
Исходя из положений статьи 69 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1). Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены данной статьей (часть 2).
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (пункт 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2019, основанием для признания второй части заявки ПАО "Ростелеком" не соответствующей требованиям аукционной документации послужило представление данным лицом недействующего учредительного документа - устава.
Срок подачи заявок на участие в аукционе истекал 27.06.2019 в 08 ч 00 мин, ПАО "Ростелеком" подало заявку 26.06.2019.
До этого, а именно 14.06.2019, на годовом общем собрании акционеров ПАО "Ростелеком" было принято решение об утверждении его устава в новой (N 19) редакции.
Протокол годового общего собрания акционеров ПАО "Ростелеком" N 1 изготовлен в полном объеме 18.06.2019, в этот же день документы поданы в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу для проведения государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы.
Оригинал устава в новой редакции выдан заявителю 26.06.2019, оригинал актуальной выписки из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) - 27.06.2019, оригинал бумажного носителя электронного листа записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ПАО "Ростелеком", изготовленные нотариусом 27.06.2019, - 28.06.2019.
Таким образом, на момент подачи заявки у ПАО "Ростелеком" в связи с совершением налоговым органом действий по государственной регистрации изменений в учредительные документы ПАО "Ростелеком" отсутствовала возможность представить в составе своей заявки устав в новой редакции.
ПАО "Ростелеком" 28.06.2019 представило оператору электронной площадки документы, подтверждающие регистрацию изменений в учредительные документы: протокол годового общего собрания акционером от 18.06.2019 N 1, выписку из ЕГРЮЛ, устав в редакции N 19, лист записи ЕГРЮЛ о регистрации устава в редакции N 19.
В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ оператор электронной площадки обязан в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 данной статьи, направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 этого Закона.
Таким образом, на момент проведения аукциона (01.07.2019) и принятия аукционной комиссией решения о несоответствии второй части заявки ПАО "Ростелеком" требованиям аукционной документации (04.07.2019) в реестре участников аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, имелись действующие учредительные документы, в том числе устав в новой редакции. Действия ПАО "Ростелеком" по внесению изменений в учредительные документы, ранее поданные в реестр, не имели признаков недобросовестности; действующие учредительные документы на единую электронную торговую площадку ПАО "Ростелеком" подало своевременно.
Иного Учреждением не доказано.
Недобросовестность действий ПАО "Ростелеком" судами не установлена и из материалов дела не следует.
Частью 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ установлено, что для принятия решения о соответствии (несоответствии) заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Положения Закона N 44-ФЗ, устанавливающего требования о предоставлении для участия в аукционе в электронной форме учредительных документов в составе аккредитационных сведений, направлены на обеспечение заказчику возможности осуществить идентификацию участника аукциона как действующего участника хозяйственного оборота с целью исключения его формального несоответствия требованиям аукционной документации, а также обстоятельств, препятствующих лицу участвовать в закупке (нахождение в реестре недобросовестных поставщиков, отсутствие прав у лица, уполномоченного действовать от имени участника без доверенности и т.п.).
ПАО "Ростелеком" аккредитовано на единой электронной торговой площадке до 09.08.2021, в реестр участников электронного аукциона поданы все необходимые документы и сведения о ПАО "Ростелеком", указанные в части 2 статьи 62 Закона N 44-ФЗ, в том числе в копиях учредительные документы и выписка из ЕГРЮЛ, 28.06.2019 в реестре участников закупки размещен его устав в новой редакции.
Учредительные документы, представленные ПАО "Ростелеком" в составе второй части заявки, соотносятся со сведениями, содержащимися в реестре участников закупки, что позволяло аукционной комиссии достичь цели проверки второй части заявки - идентифицировать участника аукциона.
Таким образом, во избежание формального подхода к рассмотрению заявок участников электронного аукциона аукционная комиссия Учреждения имела возможность обратиться к реестру участников аукциона и ознакомиться с актуальной редакцией устава ПАО "Ростелеком".
Кроме того, как следует из письма оператора электронной площадки от 29.07.2019, заказчик на момент рассмотрения заявки имел возможность ознакомиться с аккредитационными сведениями участника закупки в своем личном кабинете, но этого не сделал.
На основании изложенного и учитывая, что ПАО "Ростелеком" было признано участником закупки на электронной площадке, включено в реестр аккредитованных участников этой площадки, иных замечаний по представленным в составе заявки документам согласно протоколу аукционной комиссии не получило, вторая часть заявки содержала полные и достоверные сведения о юридическом лице, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии у аукционной комиссии Учреждения оснований для признания второй части заявки заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе.
По мнению суда кассационной инстанции, решение аукционной комиссии Учреждения о признании второй части заявки ПАО "Ростелеком" не соответствующей требованиям документации об аукционе по причине представления заявителем недействующей редакции устава является излишне формальным и не соответствует принципам и целям обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупки, поскольку приводит к необоснованному ограничению конкуренции, в частности числа участников закупок.
Между тем суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Избранный заявителем способ защиты должен быть не только предусмотрен законом (статья 12 ГК РФ), но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Суд кассационной инстанции, рассматривающий спор, должен установить не только отсутствие (наличие) у аукционной комиссии Учреждения оснований для признания второй части заявки заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе, но и иные обстоятельства, в частности могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта, возможно ли проведение повторной процедуры рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, исполнен ли контракт, заключенный по итогам электронного аукциона.
В рассматриваемом случае в целях восстановления своего нарушенного права ПАО "Ростелеком" просило суд назначить новую дату рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе.
Материалами дела подтверждается, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукцион признан несостоявшимся; на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ Учреждение 01.08.2019 заключило с Обществом государственный контракт N 94-ТБ/19 на поставку оборудования автоматизированных комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения с проведением монтажных, электромонтажных работ, установкой и пуско-наладкой для модернизации и развития системы фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения в Республике Карелия.
На момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции контракт от 01.08.2019 N 94-ТБ/19 исполнен в полном объеме, что не отрицается сторонами.
Таким образом, требование ПАО Ростелеком" о назначении новой даты рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе не является исполнимым, а признание судами действий Учреждения по признанию второй части заявки ПАО "Ростелеком" не соответствующей требованиям документации об аукционе незаконными, протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.07.2019 недействительным не приведет к восстановлению прав ПАО "Ростелеком".
Исходя из данных обстоятельств суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, которыми ПАО "Ростелеком" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 по делу N А26-7066/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Ростелеком" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.