26 февраля 2020 г. |
Дело N А42-6083/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 26.02.2020 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу административной комиссии муниципального образования ЗАТО г. Североморск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу N А42-6083/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Инвест ЖКХ", адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, Мурманское шоссе, д.17/10, пом. 3, ОГРН 1175190001161, ИНН 5110006325 (далее - ООО "Инвест ЖКХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления административной комиссии муниципального образования ЗАТО г. Североморск, адрес: 184604, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Ломоносова, д.4, ОГРН 1025100713098, ИНН 5110120236, (далее - Административная комиссия) от 22.05.2019 N 172 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО).
Дело рассмотрено Арбитражным судом Мурманской области в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 26.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.11.2019, заявленные требования Общества удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Административная комиссия направила кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с ненадлежащей оценкой судами представленных в дело доказательств, что привело в ошибочному выводу о недоказанности в действиях Общества состава вменяемого ему правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что 23.04.2019 комиссией администрации ЗАТО г. Североморск и Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск проведен осмотр придомовой территории многоквартирного дома N 15 по ул. Гвардейская в г. Североморске Мурманской области, в ходе которого выявлено следующее: на придомовой территории находятся снежно-ледяные образования, снег не убран, уборка территории от мусора не произведена, урны заполнены бытовым мусором; участки территории, расположенные у крылец и площадках при входных группах, не убраны; на придомовой территории имеются лужи, грязь, затрудняющие передвижение пешеходов и транспортных средств.
Результаты обследования, проведенного с применением фотосъемки, оформлены актом от 23.04.2019.
Усмотрев в действиях Общества нарушение требований пунктов 8.2.41, 8.2.43 Правил благоустройства территории муниципального образования ЗАТО г. Североморск, утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 02.04.2014 N 517 (далее - Правила благоустройства), муниципальный жилищный инспектор Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск 26.04.2019 составил протокол об административном правонарушении N 19 о наличии признаков правонарушения, административная ответственность за которое, предусмотрена пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Указанный протокол и материалы проверки направлены в административную комиссию муниципального образования ЗАТО г. Североморск для рассмотрения.
По результатам рассмотрения которых 22.05.2019 административной комиссией вынесено постановление N 172 о привлечении ООО "Инвест ЖКХ" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в виде предупреждения.
Суды первой и апелляционной инстанций, с учетом положений пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, пунктами 8.1.8, 8.1.10, 8.2.41, 8.2.42, 8.2.44, 8.2.45 Правил благоустройства, пунктом 3 части 2 статьи 161, частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, процессуальных гарантий, предусмотренных частью 1 статьи 1.6, частью 1 статьи 2.1, статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), пришли к выводу о незаконности оспоренного постановления административного органа, а именно недоказанности состава вменяемого Обществу правонарушения, теми доказательствами, которые были получены в ходе административного производства. Так суд первой инстанции счел (и с ним согласился апелляционный суд), что акт от 23.04.2019 не может быть принят в качестве единственного и безусловного доказательства фактических обстоятельств, свидетельствующих о выявленном правонарушении.
Административная комиссия, как в апелляционной, так и кассационной жалобах поясняет, что данный акт составлялся без участия представителей Общества, как документ, непосредственно фиксирующий событие правонарушения, а не в порядке соблюдения требования Закона N 294-ФЗ.
Суд округа не находит оснований для отмены судебных актов в силу следующего.
Как видно из оспариваемого постановления Обществу вменено нарушение пунктов 8.2.41, 8.2.43 Правил благоустройства.
Пунктом 8.2.41 Правил благоустройства установлен запрет при производстве уборки в осенне-зимний период на складирование сколотого льда и уплотненного снега на тротуарах, площадках, газонах и других элементах озеленения, в незамерзающих водоемах и на ледяном покрове акваторий водных объектов, а также в смотровых колодцах; сдвигание снега к стенам зданий, сооружений; перемещение снега на проезжую часть и тротуары; складирование снега вне специально отведенных мест.
Доказательств того, что Общество при осуществлении работ по уборке придомовой территории складировало, сдвигало, перемещало сколотый лед и снег в материалах дела отсутствуют, данные обстоятельства не зафиксированы и в акте от 23.04.2019.
В силу пункта 8.2.43 названных Правил физические и юридические лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, обязаны осуществлять, в том числе: уборку придомовых территорий; уборку крылец и площадок при входных группах, установку, содержание и очистку урн.
Применительно к данному пункту Обществу вменено: уборка территории от мусора не произведена, урны заполнены бытовым мусором, участки территории у крылец и площадок при входных группах не убраны, на территории имеются лужи и грязь, затрудняющие передвижение пешеходов и транспортных средств.
В силу требований статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4).
Оценивая достаточность акта проверки в качестве единственного доказательства совершения правонарушения суд округа отмечает следующее.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В обоснование предпринятых Обществом мер по уборке территории в материалы дела представлены:
- наряд - задания от 22.04.2019 и от 24.04.2019, подписанные, в том числе, квартиросъемщиками и свидетельствующие о проведении работ по уборке придомовой территории спорного многоквартирного дома от снега и случайного мусора;
- письмо в адрес Главы ЗАТО г. Североморск 22.04.2019 с просьбой принять меры к понуждению заказчика и подрядной организации при строительстве детского сада по восстановлению дорожного покрытия, обеспечивающего беспрепятственный подъезд и пешеходную зону спорного многоквартирного дома.
В ходе рассмотрения административного дела и в оспариваемом постановлении данные вопросы не получили должной оценки (а применительно к установлению качества уборки комиссий отказано в вызове свидетелей), как следствие, вывод административного органа о виновности Общества сделан без учета упомянутых значимых обстоятельств.
В связи с этим суды обоснованно признали, что состав вмененного Обществу административного правонарушения Административной комиссией не доказан.
Этот вывод судов соответствует материалам административного производства, содержанию оспариваемого постановления и представленным Обществом доказательствам.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ), а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу N А42-6083/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу административной комиссии муниципального образования ЗАТО г. Североморск - без удовлетворения.
Судья |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.