03 марта 2020 г. |
Дело N А56-70351/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
при участии от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ершовой Н.Н. (доверенность от 20.12.2019), от ассоциации "Центр объединения строителей "СФЕРА-А" Дьячек Т.И., Акимовой Д.В., Власова В.В. (доверенность от 17.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу N А56-70351/2019,
установил:
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, адрес: 109147, Москва, Таганская ул., д. 34, стр. 1, ОГРН 1047796607650, ИНН 7709561778 (далее - Ростехнадзор), обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ассоциации "Центр объединения строителей "СФЕРА-А", адрес: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 27-29, лит. А, ОГРН 1047823006494, ИНН 7814154394 (далее - Ассоциация), об исключении сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (регистрационный номер записи СРО-С-151-24122009).
Определением от 24.04.2019 дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Определением от 25.06.2019 дело принято к производству названного суда.
Решением от 16.08.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 данное решение оставлено без изменения.
Ростехнадзор в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции было нарушено процессуальное право истца на ознакомление с доказательствами, представленными ответчиком; при оценке указанных в предписании Ростехнадзора нарушений, допущенных Ассоциацией при формировании и размещении компенсационного фонда, судами неправильно применены положения главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон).
Ассоциация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что всем доводам истца суды дали надлежащую оценку.
В судебном заседании представитель Ростехнадзора поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Ассоциации против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Ассоциация создана в качестве юридического лица 01.03.2004; сведения об Ассоциации внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций 24.12.2009.
По результатам проведенной проверки Ростехнадзор выдал Ассоциации предписание от 16.10.2018 N 09-01-07/9217-П о принятии мер по устранению выявленных нарушений в установленные сроки.
Согласно пункту 3 предписания Ассоциацией нарушен порядок формирования компенсационного фонда возмещения вреда, в который, поскольку решение о его формировании было принято после 01.07.2017, должны быть зачислены взносы членов Ассоциации, исключенных до 04.07.2016, указанные в качестве остатков в некоем компенсационном фонде, в общей сумме 483 200 000 руб.
Согласно пункту 4 предписания Ассоциацией не размещены в полном объеме средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на специальных банковских счетах в уполномоченной кредитной организации; размер компенсационного фонда возмещения вреда Ассоциации должен составлять 815 064 090 руб. 17 коп., в то время как на специальном счете, открытом в акционерном обществе "Альфа-Банк" (далее - Альфа-Банк) для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда, на 01.10.2018 остаток составляет 270 034 370 руб. 38 коп.
Указанные нарушения предписано устранить до 16.01.2019.
Ростехнадзор, ссылаясь на то, что в установленный срок выявленные нарушения не устранены, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ) одним из оснований для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций является вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из указанного реестра ввиду ее несоответствия требованиям названного Закона, других федеральных законов.
В силу части 5 статьи 22 того же Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае несоответствия саморегулируемой организации требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 данного Закона, а также в случае нарушения в течение года более двух раз иных требований этого Закона, требований других федеральных законов в отношении саморегулируемой организации, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона N 315-ФЗ установлены требования, которым должна соответствовать саморегулируемая организация, в том числе об обеспечении саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Закона. Статьей 13 Закона в качестве одного из способов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации предусмотрено формирование компенсационного фонда.
Порядок формирования и использования, минимальные размеры компенсационного фонда саморегулируемой организации, в том числе действующей в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, установлены статьей 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 55.16-1 Кодекса, введенной Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ, средства компенсационного фонда саморегулируемой организации должны быть размещены на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Суды, проанализировав собранные в ходе рассмотрения дела документы и доводы сторон, правомерно признали ошибочными расчеты Ростехнадзора, поскольку при определении размера компенсационного фонда возмещения вреда уполномоченным органом не были учтены: средства, возвращенные бывшим членам Ассоциации в 2010 году по специальным основаниям; средства, возвращенные членам Ассоциации, добровольно прекратившим членство в Ассоциации в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию по территориальному принципу; средства, направленные в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; средства в размере 524 020 328 руб. 75 коп. ранее сформированного компенсационного фонда, размещенные в соответствии с действовавшим в тот период порядком на счете общества с ограниченной ответственностью "Внешпромбанк" (далее - Внешпромбанк), которое в настоящее время находится в процедуре банкротства.
Поскольку размер компенсационного фонда возмещения вреда, размещенного на специальном счете в Альфа-Банке, превышает минимально рассчитанный для Ассоциации (220 200 000 руб.), в связи с размещением части средств компенсационного фонда на счете Внешпромбанка, находящегося в процедуре банкротства, у Ассоциации не имелось оснований для проведения мероприятий по восполнению компенсационного фонда.
Суды, установив, что Положение о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств Ассоциации было утверждено общим собранием членов Ассоциации 31.05.2017, а решение Совета Ассоциации о формировании компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств принято с незначительной просрочкой относительно нормативно определенного срока (05.07.2017), правомерно не признали направление Ассоциацией части средств из ранее созданного компенсационного фонда возмещения вреда на формирование компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таким нарушением, которое может повлечь исключение Ассоциации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Кроме того, судами обоснованно принято во внимание, что решениями Арбитражного суда города Москвы по делам N А40-96202/2019, А40-158158/2019, которые по обоим делам на данный момент вступили в законную силу, признаны недействительными в соответствующей части последующие предписания Ростехнадзора аналогичного содержания.
При таком положении кассационная инстанция не видит причин не согласиться с выводами судов.
Доводы подателя жалобы были всесторонне исследованы судами и получили надлежащую оценку судебных инстанций. Что касается указания Ростехнадзора на допущенные судом первой инстанции процессуальные нарушения, то по смыслу норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на участника процесса возлагается обязанность заблаговременно ознакомить другую сторону с теми документами, которые отсутствуют у этой стороны. Между тем Ростехнадзор не указал, какие из приложенных к отзыву Ассоциации документы у него отсутствуют и с содержанием каких из этих документов он не знаком, а ссылался только на то, что возможность ознакомиться с документами другой стороны не была предоставлена ему в рамках настоящего дела.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу N А56-70351/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.