04 марта 2020 г. |
Дело N А56-29868/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга Савельевой Е.Е. (доверенность от 10.01.2020 N 09-60/3), от Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Российский институт истории искусств" Юрьевой М.М. (доверенность от 15.01.2020 без номера),
рассмотрев 04.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 по делу N А56-29868/2019,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, адрес: 199406, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 27, лит. А, ОГРН 1027800542440, ИНН 7801202570 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Российский институт истории искусств", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 5, ОГРН 1027810230700, ИНН 7812005693 (далее - Институт), 47 432 руб. 10 коп. ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, повлекших незаконную выплату страховой пенсии сотрудникам страхователя в завышенном размере за период 01.12.2017 по 31.10.2018.
Решением суда первой инстанции от 24.08.2019 в удовлетворении заявленных требований Управлению отказано.
Постановлением апелляционного суда от 18.11.2019 решение от 24.08.2019 изменено и изложено в иной редакции. Требования Управления удовлетворены частично: с Института в пользу истца взыскано 16 371 руб. 43 коп. ущерба. В удовлетворении остальной части требований отказано. Кроме того, с Института в доход федерального бюджета взыскано 690 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 18.11.2019 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждена причинно-следственная связь между неправомерными действиями Института, выразившимися в непредставлении в установленный законом срок достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года в отношении двух работников, и возникшими убытками в виде излишних выплат указанным лицам индексированных сумм пенсии за период с 01.12.2017 по 31.10.2018. Как указывает Управление, у него отсутствует обязанность проверять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы каким-либо иным способом, не предусмотренным действующим законодательством.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Института возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого постановления от 18.11.2019 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением выявлен факт излишней выплаты пенсии с учетом ее индексации в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) сотрудникам Института Лапину В.А. и Чудиновой И.А. за период с 01.12.2017 по 31.10.2018 в общей сумме 47 432 руб. 10 коп.
По мнению Управления, переплата пенсии в указанном размере произошла в связи с поздним (02.10.2018) предоставлением Институтом сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года в отношении указанных сотрудников.
Указывая, что несвоевременное представление Институтом сведений индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2017 года повлекло неправомерную выплату пенсии сотрудникам в завышенном размере в период с 01.12.2017 по 31.10.2018, Управление претензией от 06.12.2018 N 12-15/9147 уведомило Институт о данном обстоятельстве и потребовало возместить ущерб.
Поскольку действий по возмещению убытков от Института не последовало, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал Управлению в удовлетворении иска в полном объеме.
Апелляционный суд, посчитав выводы суда первой инстанции ошибочными, изменил решение суда, признав подлежащими удовлетворению требования о возмещении убытков в сумме 16 371 руб. 43 коп.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает принятое по делу постановление не подлежащим отмене исходя из следующего.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.).
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган пенсионного фонда сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М, а именно: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В этой связи в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета также ежемесячно.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Как разъяснено в пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
В рассматриваемом случае Управление в обоснование своей правовой позиции указывало на то, что выплата сумм страховой пенсии с учетом индексации за период 01.12.2017 по 31.10.2018 осуществлялась работающим пенсионерам исключительно по вине Института, несвоевременно представившего сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года.
Между тем судом апелляционной инстанции установлено, что по состоянию на дату принятия решений об индексации страховых пенсий и в последующие периоды Управление располагало сведениями о том, что указанные сотрудники осуществляют трудовую деятельность в Институте, что подтверждалось своевременно и ежемесячно представляемыми страхователем сведениями о застрахованных лицах за период с января 2018 года, а также расчетами по форме РСВ-1.
Частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ именно Управление обязано было на основании представляемых страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета ежемесячно уточнять (выявлять) факт продолжения пенсионерами трудовой деятельности в целях выплаты им страховой пенсии с учетом индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
Вопреки приведенным выше нормам Закона N 400-ФЗ, а также корреспондирующим им положениям Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, Управление, своевременно (07.02.2018) получив от Института сведения о факте осуществления застрахованными лицами работы в январе 2018 года, которые влияли на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, не пересмотрело вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения не позднее 01.03.2018.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правомерно уменьшил размер убытков, подлежащих взысканию с ответчика, до 16 371 руб. 43 коп., оставляющих размер излишней выплаты пенсии застрахованным лицам за период с декабря 2017 года по март 2018 года.
При установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах представления Институтом неполных сведений индивидуального персонифицированного учета только за один месяц (декабрь 2017 года) и наличия у контролирующего органа Пенсионного фонда на дату спорных выплат актуальных сведений о работающих пенсионерах, доводы Управления о наличии причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и действиями страхователя за весь период выплат работающим пенсионерам индексированной страховой пенсии обоснованно признаны несостоятельными.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на Институт ответственности в виде возмещения убытков в сумме, превышающей 16 371 руб. 43 коп., Управлением не доказана.
Доводы Управления, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм материального права и процессуального права и не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
Оценка доказательств и установление иных фактических обстоятельств к компетенции суда кассационной инстанции не относится.
Поскольку дело рассмотрено апелляционным судом полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Управления и отмены принятого по делу постановления от 18.11.2019.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 по делу N А56-29868/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки приведенным выше нормам Закона N 400-ФЗ, а также корреспондирующим им положениям Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, Управление, своевременно (07.02.2018) получив от Института сведения о факте осуществления застрахованными лицами работы в январе 2018 года, которые влияли на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, не пересмотрело вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения не позднее 01.03.2018.
...
Поскольку дело рассмотрено апелляционным судом полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы Управления и отмены принятого по делу постановления от 18.11.2019.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2019 по делу N А56-29868/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 марта 2020 г. N Ф07-18166/19 по делу N А56-29868/2019