04 марта 2020 г. |
Дело N А21-5405/2019 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 04.03.2020 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019 по делу N А21-5405/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", адрес: 195027, Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 58 А, пом. 14-Н, ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993, (далее - ООО "ГУЖФ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 18.10.2018 N 563/2018 о привлечении Общества к административной ответственности на основании абзаца 2 части 1 статьи 73 Закона Калининградской области "Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях" (далее - КоАП КО) с назначением наказания в виде 30 000 руб. штрафа.
Дело рассмотрено Арбитражным судом Калининградской области в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.11.2019, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и ее уточнении от 02.03.2020 Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит судебные акты по делу отменить. Податель жалобы выражает несогласие с выводом суда о наличии обязанности у Общества как управляющей компании по содержанию спорной контейнерной площадки. В качестве обоснования своей позиции указывает на то, что земельный участок по адресу улица Осенняя, дом 18 в Калининграде не сформирован и на государственном кадастровом учете не состоит, как следствие, означенная контейнерная площадка не включена в состав общего имущества многоквартирного дома (МКД), ответственность за содержание которого возложена на Общество.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, удостоверились в том, что 23.08.2018 и 27.08.2018 в рамках мониторинга территории муниципального образования городской округ "Город Калининград" на предмет соблюдения Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов городского округа "Город Калининград" от 20.05.2015 N 161 (далее - Правила благоустройства, Правила N 161), сотрудниками Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства выявлено и зафиксировано фотоматериалами наличие на территории места для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО), расположенной на прилегающей территории домов N 16 и 18 по улице Осенней в Калининграде крупногабаритных бытовых отходов (сломанная мебель, матрасы и т.д.).
Усмотрев в действиях Общества нарушение требований пунктов 3.6.1 Правил благоустройства ведущий специалист отдела административно-технического надзора Министерства 14.09.2018 составил протокол об административном правонарушении N 563/2018 о наличии признаков правонарушения, административная ответственность за которое, предусмотрена абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО.
По результатам рассмотрения представленных материалов 18.10.2018 должностным лицом Министерства вынесено постановление по делу N 563/2018 о привлечении ООО "ГУЖФ" к административной ответственности, предусмотренной абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО, в виде 30 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании пунктов 2.9, 2.9.2, 3.6.2, 3.6.6.2, 4.2.1, 4.10 Правил N 161, с учетом процессуальных гарантий, предусмотренных частью 1 статьи 1.6, частью 1 статьи 2.1, статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), пришли к выводу о законности оспоренного постановления административного органа и доказанности состава вменяемого Обществу правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административного производства, а равно оснований для освобождения Общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд округа не находит оснований для отмены судебных актов в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 73 КоАП КО нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся:
- в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами органа местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Решением Городского Совета депутатов Калининграда от 20.05.2015 N 161 утверждены "Правила благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Согласно пункту 2.9. Правил благоустройства уборка территорий - это комплекс работ, связанных с регулярным сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора, снега и льда с территорий открытого грунта, в том числе газонов, и территорий с твердым покрытием, иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.
Подпунктом 2.9.2. Правил N 161 установлено, что дополнительная уборка городских территорий - это уборка, осуществляемая во второй половине дня (после 13-00 часов) организациями в рамках заключенных муниципальных контрактов по результатам торгов и (или) муниципального задания, уборка придомовых территорий, организованная управляющими организациями, обслуживающими многоквартирные дома, включающая мероприятия по сбору и вывозу мусора, в том числе из урн.
Ответственными за уборку территории и содержание объектов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе на придомовых территориях - управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, либо собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом (пункт 3.6.6.2 Правил).
В силу пункта 4.2.1 Правил N 161 юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить сбор, вывоз ТКО, образующихся в результате их деятельности, в том числе путем заключения договора на оказание услуг по организации сбора, вывоза ТКО:
- с организациями, управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, являющимися пользователями контейнерной площадки;
- с перевозчиком ТКО.
Пунктом 4.10 Правил N 161 предусмотрено, что ТКО, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды, предметы домашнего обихода и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину, собираются на специально отведенных площадках или загружаются в контейнеры большой вместимости либо непосредственно в транспорт организации, с которой заключен договор, в соответствии с графиком вывоза, но не реже двух раз в неделю.
При этом пунктом 2.23 Правил обусловлено, что пользователями контейнерных площадок или мест сбора ТКО являются управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, собственники, наниматели, арендаторы помещений в многоквартирных домах, собственники и арендаторы индивидуальных жилых домов, перевозчик ТКО.
Суды удостоверились в том, что Общество является управляющей организацией в отношении МКД N 16 и 18, расположенных по адресу: Калининград, улица Осенняя и осуществляет деятельность по содержанию общего имущества указанных домов.
Администрация городского округа "Город Калининград" представила в Министерство письмо от 29.12.2017 N и-КГХ-25-80, с Перечнем мест для сбора твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) МО ГК "Город Калининград" (по районам), указанием организаций, ответственных за вывоз отходов и уборку территорий (л.д.48-49).
Согласно означенного Перечня именно Общество является ответственным лицом за осуществление работ по содержанию в чистоте и уборке контейнерных площадок около домов N 16 и 18 по улице Осенняя.
Таким образом, в силу пунктов 2.23 и 3.6.6.2 Правил благоустройства восприятие судом Общества как надлежащего субъекта является правильным.
Суд округа отмечает, что статус Общества как управляющей компании (профессионального и ответственного коллективного субъекта права) предполагает его активное участие в создании благоприятных и безопасных условий проживания граждан, применительно не только к надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме и обеспечению безопасности дома в процессе его эксплуатации, а равно надлежащему содержанию прилежащей к МКД придомовой территории, в том числе (с учетом названного Перечня) и спорной контейнерной площадки для сбора мусора.
Факт наличия на контейнерной площадке крупногабаритного мусора подтверждается материалами административного дела и в рамках административного судопроизводства управляющей компанией не отрицалось.
Вывод судов о виновности Общества обусловлен наличием у него реальной возможностью соблюсти указанные выше нормативные требования, отсутствием чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости и осмотрительности.
В данном случае вывод судов о наличии состава правонарушения является мотивированным, основанным на обстоятельствах конкретного дела, анализе причин и условий совершения Обществом противоправного деяния; этот вывод нельзя признать абстрактным.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами суды констатировали отсутствие существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности. Административное наказание назначено Обществу с учетом отсутствия отягчающих вину обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном абзацем 2 части 1 статьи 73 КоАП КО (30 000 руб.). Такая мера ответственности оценена судами как справедливая, отвечающая тяжести и характеру вмененного правонарушения.
Выводы судов согласуются с целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), а равно с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Основания для иной оценки вывода судов по существу спора, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019 по делу N А21-5405/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" - без удовлетворения.
Судья
подпись
Копия верна
Судья
Специалист
Л.Б. Мунтян
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.