10 марта 2020 г. |
Дело N А21-3711/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от федерального казенного учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Никольских С.В. (доверенность от 16.10.2019), Бабкиной И.В. (доверенность от 23.04.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Агентства по имуществу Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 по делу N А21-3711/2019,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Агентству по имуществу Калининградской области (далее - Агентство), государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области "Черняховская центральная районная больница" (далее - Больница) об обязании Агентства передать в собственность Российской Федерации нежилые помещения общей площадью 116,8 кв. м (литер А, помещения N N 1, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 1 этаж) по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Крупской, д. 15.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Учреждение).
Протокольным определением суда от 15.05.2019 по ходатайству истца Больница исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда первой инстанции от 29.07.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.11.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Агентство, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления, ссылаясь на необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, просил оставить ее без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, спорные помещения общей площадью 116,8 кв. м, используются Учреждением, расположены в здании общей площадью 679,3 кв. м по адресу: Калининградская область, г. Черняховск, ул. Крупской, дом 15, в данном здании находится также Больница.
Нежилые помещения первоначально площадью 82,70 кв. м, затем площадью 116,8 кв. м, расположенные в указанном здании, передавались в аренду Учреждению, начиная с 01.12.2005.
15.01.2019 между Больницей и Учреждением также подписан договор аренды спорных помещений.
На основании обращения Учреждения от 10.01.2018 N 873 Управление 03.10.2018 обратилось к Агентству с предложением о передаче на основании статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) занимаемых Учреждением помещений из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность.
В ответ на указанное предложение письмом от 21.11.2018 Агентство сообщило, что Министерство здравоохранения Калининградской области и Больница считают, что передача вышеназванных нежилых помещений в федеральную собственность нецелесообразна в связи с необходимостью использования данного имущества в уставной деятельности Больницы.
Отказ Агентства в передаче помещений, занимаемых Учреждением в собственность Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ послужил основанием для обращения Управления в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что спорные помещения подлежат передаче в федеральную собственность, поскольку являются необходимыми для осуществления полномочий федерального Учреждения.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей Учреждения, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу главы 12 Закона в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 указанным Федеральным законом, другими федеральными законами.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта или муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации регламентируется частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Абзацами 2, 4 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, а также имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
В соответствии с абзацами 9 - 11 части 11 той же статьи имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пунктам 3, 6 распоряжения Правительства от 16.12.2004 N 1646-р "О создании подведомственных Росздраву федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" полномочия по осуществлению медико-социальной экспертизы лиц, нуждающихся в ее проведении, для установления инвалидности, ее причин, сроков и времени наступления закреплены за федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, создаваемыми в силу пункта 11 статьи 4 Закона N 181-ФЗ в редакции Закона N 122-ФЗ федеральными органами государственной власти; Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию предложено впредь до принятия Правительством в соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решения о передаче в установленном порядке соответствующего имущества субъектов Российской Федерации в федеральную собственность заключить с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашения о передаче федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы, указанным в приложении к данному распоряжению, в безвозмездное пользование материально-технической базы, обеспечивающей реализацию возложенных на них полномочий.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что поскольку спорный объект недвижимости с 2005 года фактически использовался Учреждением для обеспечения публичных функций, относящихся к полномочиям Российской Федерации, спорные помещения подлежат передаче в федеральную собственность.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что на момент принятия постановления Правительства Калининградской области от 02.12.2011 N 908 о передаче спорных помещений в собственность Калининградской области отсутствовали правовые основания для их передачи в собственность субъекта Российской Федерации, поскольку данные помещения использовались Учреждением для осуществления полномочий Российской Федерации, следовательно, подлежали передаче в федеральную собственность.
Изложенный в кассационной жалобе довод Агентства о пропуске Управлением срока исковой давности, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в данном случае трехлетний срок на судебную защиту следует исчислять не с 2004 года, а с момента, когда истцу стало известно о нарушении его прав отказом соответствующих органов передать имущество в собственность Российской Федерации.
В дополнениях к кассационной жалобе, поступивших в суд округа 02.03.2020, Агентство ссылается на то, что решением Арбитражного суда Калининградской области от 13.02.2020 по делу N А21-12398/2019 признан недействительным заключенный между Больницей и Учреждением договор аренды спорных помещений от 15.01.2019 и применены последствия его недействительности в виде обязания Учреждения возвратить помещения Больнице. По мнению Агентства, это свидетельствует о выбытии помещений из владения Учреждения и невозможности в связи с этим требовать их передачи в федеральную собственность.
Между тем указанное решение не вступило в законную силу, следовательно, указанные в нем обстоятельства не могут считаться установленными. Кроме того даже в случае признания недействительным указанного договора (последнего из ранее заключенных с Учреждением) спорные помещения в силу их длительного фактического использования Учреждением в целях осуществления федеральных полномочий, продолжавшегося на момент принятия обжалуемых судебных актов по настоящему делу, не утрачивают признаки, при наличии которых, имущество подлежит передаче в собственность Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют, кассационная жалоба Агентства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2019 по делу N А21-3711/2019, оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства по имуществу Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.