10 марта 2020 г. |
Дело N А21-4584/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 04.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019 по делу N А21-4584/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района", адрес: 236000, Калининград, ул. Тургенева, д. 14; ОГРН 1093925000795, ИНН 3906204305, (далее - ООО "Управляющая компания Ленинградского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236022, Калининград, ул. Д.Донского, д. 7А; ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство) от 07.03.2019 N 108/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (далее - КоАП КО), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда от 15.07.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование заявленных требований Общество ссылается на признание Верховным Судом Российской Федерации (Определение от 24.06.2015 N 71-АПГ15-3) недействующей нормы части 2 статьи 73 КоАП КО (в редакции Закона Калининградской области от 20.02.2014 N 300), указал на неисполнимость постановления.
Участники процесса, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.01.2019 Министерством в рамках мониторинга территории городского округа "Город Калининград" на предмет соблюдения Правил благоустройства установлено, что контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) по адресу: Московский проспект, в районе дома N 120 в г. Калининграде, захламлена бытовым мусором.
При повторном осмотре 29.01.2019 установлено, что основная территория контейнерной площадки и прилегающая к ней территория по вышеуказанному адресу захламлены тем же бытовым мусором, мусор на территории контейнерной площадки и возле нее не убран, контейнер переполнен. Данное обстоятельство подтверждается материалами осмотра с фотофиксацией из которых усматривается, что территория контейнерной площадки для сбора ТКО по адресу: Московский проспект, в районе дома N 120 в г. Калининграде в течение двух дней захламлена навалами из однородного бытового и иного мусора, периодичность проведения работ по уборке площадки не выполнялась.
По выявленным нарушениям в отношении Общества, с участием его представителя, Министерством составлен протокол об административном правонарушении от 12.02.2019 N 108/2019, а 07.03.2019 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 108/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 73 КоАП КО, с назначением наказания в виде 50 000 руб. административного штрафа.
Общество не согласилось с данным постановлением и обжаловало его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон, установив, что обязанность по содержанию контейнерной площадки, согласно информации, предоставленной Комитетом городского хозяйства Администрации городского округа "Город Калининград", возложена на ООО "Управляющая компания Ленинградского района" и данная обязанность надлежащим образом не выполнена, Обществом нарушены требования пунктов 2.9, 2.9.2, 3.6.1, 3.6.2, 4.2, 4.2.1, 4.2.2 "Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов городского округа "Город Калининград" от 20.05.2015 N 161 (даже - Правила благоустройства), пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 73 КоАП КО.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 2 статьи 73 КоАП КО (в редакции Закона Калининградской области от 17.06.2016 N 540) повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до ста тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 73 КоАП КО нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся:
- в нарушении установленной правилами благоустройства территории поселений (городских округов) периодичности проведения работ по уборке территории лицами, ответственными за осуществление соответствующих работ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 2.9. Правил благоустройства уборка территорий - это комплекс работ, связанных с регулярным сбором, вывозом в специально отведенные для этого места отходов производства и потребления, листвы, другого мусора, снега и льда с территорий открытого грунта, в том числе газонов, и территорий с твердым покрытием, иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3.6.1 Правил благоустройства уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна производиться до 07:00 часов с соблюдением санитарных норм допустимого уровня шума. Кроме того, выполняется дополнительная уборка городских территорий.
Согласно пункту 3.6.2 Правил благоустройства уборка и содержание объектов благоустройства, расположенных на основных территориях, осуществляются собственными силами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо по договору со специализированными организациями.
Пунктом 4.2.2 Правил благоустройства предусмотрена обязанность юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей по установке на контейнерной площадке контейнеров в количестве, соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и обеспечивающем сбор фактически накапливаемых отходов.
Если в одном здании, строении, сооружении или на одной территории располагаются несколько собственников (правообладателей), ответственность за организацию сбора и вывоза ТКО, содержание и уборку территории контейнерной площадки возлагается на собственника здания, строения или земельного участка, либо на правообладателя, если это определено соглашением сторон.
Выводы судов о совершении Обществом повторного нарушения требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не влекущее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 73 КоАП КО), основаны на совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств, в том числе протокола от 12.02.2019 N 108/2019 об административном правонарушении с приложенной к нему фототаблицей.
Приведенные Обществом доводы о признании недействующей нормы статьи 73 КоАП КО (в редакции Закона Калининградской области от 20.02.2014 N 300) отклоняются судом округа, поскольку на дату совершения Обществом вменяемого ему правонарушения и привлечения его к административной ответственности указанная норма действовала в редакции Закона Калининградской области от 17.06.2016 N 540, которая по содержанию аналогична норме части 2 статьи 73 КоАП КО в редакции Закона Калининградской области от 01.07.2019 N 302.
Согласно Приложению N 2 к постановлению Правительства Калининградской области от 16.12.2013 N 932 в перечень должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор в Калининградской области (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Калининградской области), включен ведущий консультант отдела административно-технического надзора департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства - государственный инспектор в области охраны окружающей среды Калининградской области.
С учетом изложенного, апелляционный суд установил, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление о привлечении заявителя к ответственности, вынесены уполномоченным лицом.
Вывод судов о виновности Общества обусловлен наличием у него реальной возможностью соблюсти указанные выше нормативные требования, отсутствием чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при надлежащей степени заботливости и осмотрительности.
В данном случае вывод судов о наличии состава правонарушения является мотивированным, основанным на обстоятельствах конкретного дела, анализе причин и условий совершения Обществом противоправного деяния; этот вывод нельзя признать абстрактным.
В соответствии с имеющимися в деле доказательствами суды констатировали отсутствие существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности.
Выводы судов согласуются с целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), а равно с принципами законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.07.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019 по делу N А21-4584/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинградского района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.