10 марта 2020 г. |
Дело N А56-44993/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Кузьминой А.П. (доверенность от 09.01.2020), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" Тихомирова В.Г. (доверенность от 28.01.2020),
рассмотрев 02.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 по делу N А56-44993/2019,
установил:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных", адрес: 195043, Санкт-Петербург, 2-я Жерновская ул., д. 46, ОГРН 1047811020751, ИНН 7806158564 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - УФАС, Управление), о признании недействительными решения и предписания от 19.03.2019 по жалобе N Т02-169/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ВСП", адрес: 194064, Санкт-Петербург, пр. Раевского, д. 5, кв. 68, ОГРН 1177847370370, ИНН 7841067687 (далее - ООО "ВСП", Общество), закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов", адрес: 127055, Москва, Новослободская ул., д. 24, стр. 2, ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480 (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ", оператор электронной площадки).
Решением суда первой инстанции от 14.08.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.11.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, судами не принято во внимание, что заявка ООО "ВСП", содержащая предложение о цене договора и согласие на оказание услуг, не была рассмотрена и допущена к участию по причине ее ненаправления оператором электронной площадки, в связи с чем в действиях Учреждения отсутствует нарушение законодательства.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель УФАС против удовлетворения кассационной жалобы возразила.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 25.02.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 31907570555 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по замене счетчиков холодного водоснабжения (далее - закупка), включая документация о запросе котировок (далее - документация). Начальная (максимальная) цена - 104 325 руб. 32 коп.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), положением о закупках товаров, работ, услуг Учреждения в редакции от 24.01.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в реестре опубликованных положений о закупках, а также в соответствии с документацией.
Рассмотрев жалобу Общества, поступившую 11.03.2019 вх. N 6709-ЭП/19, содержащую сведения о неправомерных действиях закупочной комиссии организатора торгов, выразившихся в необоснованном отклонении заявки ООО "ВСП" от участия в процедуре закупки, 19.03.2019 комиссия УФАС приняла решение по жалобе N Т02-169/19, которым признала жалобу обоснованной, в действиях закупочной комиссии Учреждения установлено нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "ВСП" от участия в процедуре закупки в порядке, не соответствующем документации.
Выданным в этот же день предписанием УФАС обязало закупочную комиссию Учреждения в срок до 15.04.2019 устранить указанное нарушение путем отмены протоколов рассмотрения и подведения итогов закупки, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке и завершения процедуры закупки в строгом соответствии с документацией, действующим положением о закупках и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с решением и предписанием УФАС, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований заявителя, согласились с выводами оспоренного решения УФАС о том, что в результате отклонения закупочной комиссией Учреждения заявки ООО "ВСП", содержащей сведения, предусмотренные документацией, допущено нарушение прав Общества на участие в закупке
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Судами установлено, что протоколом рассмотрения заявок на участие в закупке от 05.03.2019 N 31907570555-01 заявка ООО "ВСП" (идентификационный номер участника 6390) была отклонена на основании пункта 14 извещения о проведении запроса котировок и пункта 10.3.24 положения о закупках, поскольку участником не представлена заявка на участие в закупке, оформленная в соответствии с приложением N 1 к извещению и содержащая предложение о цене договора и согласие на оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок, на условиях, предусмотренных проектом договора.
Согласно пояснениям Учреждения в составе пакета документов, направленных оператором электронной площадки в адрес организатора торгов, отсутствовал файл заявки Общества, содержащий предложение о цене договора и согласие на оказание услуг, указанных в извещении.
Между тем, из пункта 13 извещения о проведении процедуры закупки следует, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме направляется участником закупки оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк-АСТ" (http://www.utp.sberbank-ast.ru/). Порядок подачи заявок на электронной площадке определяется правилами и инструкциями электронной площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" http://www.utp.sberbank-ast.ru.
Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна быть оформлена в соответствии с приложением N 1 к извещению. Все документы - формы, заполненные в соответствии требованиями извещения, а также иные данные и сведения, предусмотренные извещением, входящие в состав заявки, - должны быть представлены претендентом на участие в закупке через электронную торговую площадку ЗАО "Сбербанк-АСТ" http://www.utp.sberbankast.ru/ (пункт 14 извещения).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 23 извещения заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
- предложение участника запроса котировок в электронной форме о цене договора;
- предусмотренное одним из следующих пунктов согласие участника запроса котировок в электронной форме на выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, на условиях, предусмотренных проектом договора (в случае, если осуществляется закупка работ или услуг).
Пунктом 19 извещения предусмотрено, что закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, если они не соответствуют требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме либо предложенная в таких заявках цена товара, работ или услуг превышает начальную (максимальную) цену договора, указанную в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, или участником запроса котировок в электронной форме не представлена информация, предусмотренная извещением для проведения запроса котировок в электронной форме.
В силу части 19 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.
Согласно пункту 1 части 22 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ оператор электронной площадки направляет заказчику заявки на участие в запросе котировок в электронной форме не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, установленного в извещении. По итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, а также заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, заказчик направляет оператору электронной площадки протокол, указанный в части 13 статьи 3.2 названного Закона. В течение часа с момента получения указанного протокола оператор электронной площадки размещает его в единой информационной системе. Оператор электронной площадки в течение часа после размещения в единой информационной системе протокола сопоставления ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений направляет заказчику результаты осуществленного оператором электронной площадки сопоставления ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений, а также информацию о ценовых предложениях, дополнительных ценовых предложениях каждого участника конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса предложений в электронной форме (пункты 24 и 25 названной статьи).
Из решения УФАС следует, что к заявке Общества на сайте электронной торговой площадки в разделе "Документы, связанные с подачей ценового предложения" был приложен файл заявки на участие в процедуре закупки, оформленный в соответствии с приложением N 1 к извещению, который содержал предложение о цене договора и согласие на оказание услуг, указанных в извещении, на условиях, предусмотренных проектом договора, что подтверждается скриншотами личного кабинета на сайте электронной площадки (http://www.utp.sberbank-ast.ru/).
Судами указано на отсутствие в материалах дела документов или сведений, свидетельствующих о нарушении Обществом установленного порядка формирования и подачи документов на участие в закупке, входящих в состав заявки, на электронной площадке, в связи с чем сделаны соответствующие обстоятельствам дела выводы о неправомерном отклонении рассматриваемой заявки закупочной комиссией Учреждения.
Принимая во внимание нарушение прав и законных интересов ООО "ВСП" указанными действиями закупочной комиссией Учреждения, суды указали на наличие у Управления правовых и фактических оснований для принятия оспоренного решения.
На ссылку Учреждения об отсутствии вины в отклонении заявки Общества вследствие действий оператора электронной площадки суды указали, что в рассматриваемом деле не ставится и не исследуется вопрос об основаниях привлечения к административной ответственности. Учреждение не отрицает, что вынесение Управлением оспариваемых решения и предписания было правильным в целях восстановления законности и нарушенных прав участника закупки.
Самостоятельных оснований для признания недействительным оспоренного предписания (в силу неправомочности выдачи, неисполнимости) судами не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судебных инстанций и по существу направлены на иную оценку фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы (части 1 и 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и материалам дела. Основания для отмены либо изменения судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учреждению следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 104, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2019 по делу N А56-44993/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" - без удовлетворения.
Возвратить Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных", адрес: 195043, Санкт-Петербург, 2-я Жерновская ул., д. 46, ОГРН 1047811020751, ИНН 7806158564, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 27.11.2019 N 4432253.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.