12 марта 2020 г. |
Дело N А42-3477/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 11.03.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2019 по делу N А42-3477/2019,
установил:
федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации", адрес: 119160, Москва, Большой Знаменский пер., д. 8/ 3, ОГРН 1087746462616, ИНН 7704684769 (далее - Предприятие, ФКП) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления 182 отдела Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 184606, г. Североморск, ул. Пандорина, д.6 (далее - Отдел ГАСН, Отдел) от 19.03.2019 N 182/2019/2 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 100 000 руб. штрафа.
Решением суда от 04.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.12.2019, Предприятию в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить судебные акты, ссылаясь на невыяснение судами обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, причин и условий совершения административного правонарушения, а равно на отсутствие оценки судов доказательств, представленных Предприятием. Податель жалобы настаивает на том, что ФКП является ненадлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку фактически заказчиком строительства объекта является Министерство обороны Российской Федерации, тогда как ФКП, по сути, выполняет функции "инженерной организации", юридический статус которой определен в статье 749 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Податель жалобы, ссылаясь на условия рассматриваемого государственного контракта (пункты 1.1, 1.1.14, 2.5), положения гражданского и градостроительного законодательства, настаивает на том, что не выступает застройщиком (заказчиком) по государственному заказу и не обязан обеспечивать соответствие работ проекту и ведение учета и отчетности.
Представители Предприятия и Отдела, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Отделом ГАСН на основании приказа от 20.12.2018 в период с 17.01.2019 по 30.01.2019 проведена выездная проверка строительно-монтажных работ на объекте капитального строительства "Строительство зон хранения N 1, 2, 4 войсковой части 63976", расположенного по адресу: Мурманская обл., г. Североморск, 1 этап.
В ходе проверки выявлено и зафиксировано а акте от 30.012019 N 3/1, что на хранилище (N 1.11 по ГП) заказчиком не осуществляется строительный контроль за выполнением строительно-монтажных работ по устройству бетонной подготовки под фундаментную плиту и фундаментной плиты ПФм1 хранилища; кроме того, не подписаны акты освидетельствования скрытых работ и акт освидетельствования ответственных конструкций, но подписаны последующие акты освидетельствования скрытых работ на строительно-монтажные работы по устройству стен и колонн хранилища, имеющих раковины, опоры, оголенную арматуру, что является нарушением требований проекта 2/5-ХР-1,2,4-I,II,III-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, л. 66; пункта 7.3 СП 48.13330.2011; пункта 5.18.2 СП 70.13330.2012; пунктов 6 и 12 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468.
Установив данные нарушения, а также то, что строительство указанного объекта осуществляется Министерством обороны Российской Федерации в рамках государственного контракта от 04.08.2015 N ДС-2/5-ХР-1,2,4, которым функции и полномочия государственного заказчика (Минобороны РФ) переданы Предприятию, Отделом ГАСН в отношении Предприятия 21.02.2019 составлен протокол N 182/2019/2 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого принято постановление от 19.03.2019 N 182/2019/2 о привлечении Предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в виде 100 000 руб.штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, проверили значимые контрольные (проверочные) и административные полномочия ГАСН, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных Отделом событии и составе вменяемого Предприятию административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений при вынесении оспариваемого постановления, констатировав, что именно Предприятие является надлежащим субъектом административной ответственности; имеются все искомые элементы (признаки) состава вменяемого правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, части 4 статьи 210 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, являются как застройщик, так и подрядчик, непосредственно осуществляющий работы по строительству.
В силу части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, проводится строительный контроль.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (часть 2 статьи 53 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 2, 3 и 6 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468.
Пунктом 12 названого Положения регламентировано, что проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил, в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на Министерство обороны Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 272-р Предприятие определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Министерства.
Согласно Уставу ФГП, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р, Предприятие создано в целях выполнения работ в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
Целью деятельности Предприятия является выполнение работ и оказание услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства, для достижения которой Предприятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет, в том числе обеспечение проектно-сметной и разрешительной документации в отношении строительства и капитального ремонта объектов, в том числе объектов государственного оборонного заказа, выполнение работ по предпроектной подготовке, проектированию и организации строительства объектов, организацию проектных, изыскательских, исследовательских, природоохранных, строительных, ремонтных, монтажных и иных работ, определение порядка и условий строительства; контроль за исполнением государственных контрактов на выполнение работ по капитальному строительству и капитальному ремонту (пункт 10, подпункты "в" и "д" Устава).
В силу подпункта "д" пункта 12 Устава Предприятие вправе в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе выступать застройщиком, заказчиком, исполнителем работ и услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования и организации строительства.
Как следует из материалов дела, ФКП на основании государственного контракта от 04.08.2015 N ДС-2/5-ХР-1,2,4 является лицом, осуществляющим строительный контроль при осуществлении капитального строительства объекта: "Строительство зон хранения N 1, 2, 4 войсковой части 63976", расположенного по адресу: Мурманская обл., г. Североморск, 1 этап.
В пункте 1.1.14 контракта определено, что Заказчик - лицо, привлеченное государственным заказчиком в целях осуществления контроля и надзора за производством работ.
В силу положений указанного контракта Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком передал исполнение части своих функций Заказчику - ФКП "Управление заказчика КС Минобороны России" (пункт 2.5).
В соответствии с пунктом 7.1.5 контракта Заказчик осуществляет контроль и технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения работ), используя при этом качественные критерии, заложенные в существующих в Российской Федерации строительных нормах и правилах, технических условиях и стандартах, применяемых при строительстве, условиям контракта.
Для осуществления технического надзора за выполнением работ Заказчик соответствующим приказом назначает на строительной площадке своих уполномоченных представителей и в срок не позднее 5 рабочих дней после подписания контракта направляет копию этого приказа Генподрядчику. Уполномоченные представители Заказчика от его имени и в пределах своих полномочий обязаны осуществлять технический надзор и контроль выполнения Генподрядчиком работ, а также проверку соответствия используемых Генподрядчиком материалов, изделий, конструкций и оборудования условиям контракта и рабочей документации, строительным нормам и правилам, и другим нормативным актам Российской Федерации (раздел 10).
Суды удостоверились в том, что означенные положения государственного контракта полностью согласуются с Уставом ФКП; статус Предприятия как заказчика признан судами применительно к материалам дела и условиям контракта от 04.08.2015 N ДС-2/5-ХР-1,2,4.
Ввиду установленных обстоятельств суды обоснованно сочли, что в рамках спорных правоотношений Предприятие фактически исполняло требования (условия) контракта и приняло на себя соответствующие предусмотренные контрактом обязательства; поэтому оно как субъект, специально созданный для достижения определенных целей, призванный реализовать ряд значимых договорных условий, является надлежащим субъектом административной ответственности согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ как застройщик при строительстве рассматриваемого объекта (пункт 16 статьи 1 ГрК РФ).
Суды правильно (во взаимной связи с иными условиями контракта, нормативными требованиями и положениями устава ФКП) восприняли пункт 2.5 контракта.
Вина Предприятия оценена судами с учетом критериев виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Соблюдение Отделом административной процедуры подтверждено судами ввиду требований раздела IV КоАП РФ.
Назначение Отделом меры ответственности Предприятию мотивировано, не является абстрактным (основано на конкретных обстоятельствах дела), согласуется с превентивными целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает требованиям статей 3.4, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам юридической ответственности.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.10.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2019 по делу N А42-3477/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.